Каток Опубликовано 19 июля, 2008 Поделиться Опубликовано 19 июля, 2008 (изменено) В автозвуке отношение к сабу особое. Бас - украшение звучания аудиосистемы, и в отличие от "домашки", в машине сабу уделяется намного больше внимания. У всех есть свой взгляд на жизнь и на то, каким должен быть саб. Мои предпочтения достались "непопулярному", "не-пацанскому" типу оформления - фриэйр (он же оупен эйр или бесконечный акустический экран). Почему? Мое личное мнение, что проигрывая ящикам в максимальном звуковом давлении, фриэйр (и только он) может дать наиболее точный, "аудиофильский" бас, и слиться со звучанием всей системы, а не звучать ее отдельным дополнением. Дополнительные "бонусы": минимальный вес, способность "раствориться" в машине, не занимая багажник. Подбор компонентов: Сабвуфер EarthQuake SWS 12 здесь можно прочитать его тест и описание Усилок Audison SRx1, Басовой моноблок, обзор на Мурзилке тут Перенесено отсюда Изменено 19 июля, 2008 пользователем Каток LIFE IS SHORT. RIDE HARD._________________ Первым делом будем портить самолёты!... Ссылка на комментарий
Каток Опубликовано 20 июля, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 20 июля, 2008 (изменено) Поделюсь технологией изготовления полки. Сразу говорю - ноу-хау, больше так не делает никто. Для сабвуфера нужна прочная полка, "глухая" и ... лёгкая, поскольку тяжелая полка требует прочных опор, играет под своим весом и т.д. К изготовлению прочной но легкой полки и приступаем. Из водостойкой фанеры 10-12 мм вырезаем контур неподвижной части полки, которая и будет нести саб. Из строительного оцинкованного профиля (кажется 32 мм, применяется при монтаже перегородок из гипсокартона) делаем по периметру усиление, и прикручиваем к фанерке, саморезов не жалея. Я шел через 80 мм. Я согнул этот "усилитель" одной деталью, а не сложил из четырех кусков, для большей жесткости. Усилитель делаем не на всю ширину полки, оставляем слева и справа отступы, для того, чтобы полка легла на штатные опоры. Фото: вид сверху Фото: вид снизу Дальше пара этапов без фоток. На усилитель из цинкового профиля вырезаем "крышку" из фанерки толщиной всего 3 мм, и прикручиваем саморезами. Между двумя фанерками получается пустота. Пользуемся этим - закладываем в нее пластиковую гофрированную трубку, через которую внутри полки пройдет акустический кабель к динамику. Теперь задуваем пустоту Макрофлексом, строительной пеной, следя за тем, чтобы она равномерно заполнила объем, до самых углов, без пустот. Пену будет выдавливать в отверстие для саба, но мы ее поддуваем, до тех пор, пока она более-менее не схватится. Даем ей застыть, после чего ножом срезаем безобразные наросты застывшей пены. Мне хватило двух баллонов. Полуфабрикат готов. Шкурим-красим. Полка получается толстой (около 50мм), прочной (спасибо пене! без напряжения выдержала меня, - 78кг) и легкой, весом чуть меньше 3кг (!!!). При этом, благодаря пене, совсем "глухой" на простукивание. Дальше изобретаем откидное крылышко полки из тонкой фанеры. Фото: примерка крылышка. После того, как крылышко изобретено, шкурим-красим и оклеиваем полку и крылышко сверху тонкой шумкой (4-5мм, вспененный ППЭ типа сплена), а крылышко еще и снизу, толстой шумкой (я брал 12мм). Поверх шумки 88 клеем клеим заранее приобретенный каким-либо способом карпет, старательно заделывая углы, чтоб ничо не видно было. Почти готовую акустическую полку тащим на примерку. Фото: Убедившись, что всё путём, прикручиваем динамичек, протягиваем сквозь гофру провода, клеим эмблему Ситроена и радуемся окончанию работ. Кстати, откидное крылышко полки я закрепил рояльной петлей, которая заклеена с одной стороны шумкой и карпетом. У меня ничо не дребезжит. Если опасаетесь дребезга петли из-за сабвуферных вибраций, можно вместо петель использовать, например, куски брезентового ремня или просто кусок брезента. Ткань приклеить, простеплерить, привинтить - и она будет держать полку при откидывании и точно не будет дребезжать. Фото: так выглядит результат. Троды плудов, так сказать. перенес отсюда Штатная полка поднимается вместе с крышкой багажника верёвочками. Для новой полки сделать веревочки самому - раз плюнуть. Нейлоновый бельевой шнур (они есть и черного цвета) неотличим от штатной веревки. Концы разделать тоже несложно. Петельку для накидывания на стоечки на крышке багажника заделываем обжимая кусочек металлической трубки подходящего диаметра. Я взял алюминиевый наконечник для разделки электропроводов. Они есть разного диаметра. Надеваем, обжимаем пассатижами - и уже никто никуда не денется. А снизу и узелок завязать нетрудно - его всё-равно не будет видно. Усилитель со своим кондером пока висят вот так вот: Но думаю, что скоро спрячу его с глаз долой, освободив багажник полностью. Сабвуфер-то места не занимает - на фотке видно, что он вниз практически не свисает... _______________________ Фриэйр - оформление простое, но имеет свои нюансы. Если их понимать, можно больше не строить эти тяжелые "посылочные ящики" в багажнике. Для фриэйра нужна прочная и глухая опора, в нашем случае полка. Это раз. Нужно виброизолировать багажник - два. Впрочем, без фанатизма, не нужно ложить вибропласт тоннами. Три - устранить крупные щели между багажником и салоном. Будет лучше звук и меньше пыли. Например, у С4 купе крышка багажника изнутри имеет два "рога", выступа. Этими выступами крышка поджимает полку, надежно ее фиксируя от болтания и тарахтения. Это хорошо. Но между полкой и крышкой багажника из-за этого получается щель в 2см от борта до борта, а это уже плохо. Я щель ликвидировал с помощью мягкой трубки из микропористого полиурентана. (Применяются кондиционерщиками для теплоизоляции трубок при монтаже комнатных кондеев). Я ее приклеил широкой полосой антискрипа на крышку багажника изнутри, так чтобы при закрывании багажника она полностью закрывала собой щель. Прочие мелкие дырки выявляем по месту и ликвидируем, проявляя смекалку и сообразительность. Полной герметичности добиться нереально, да и не нужно. Мелкие дырки игнорируем. Еще полезно будет виброизолировать спинки сидений заднего ряда. Снимаем сзади ткань обивки, клеим Вибропласт М2 и ставим ткань на место. Капец, подготовка закончена. Теперь нужно вкрутить в самодельную полку динамик, пригодный дя работы во фри-эйр, и можно наслаждаться. Достоинства саба ФЭ: Быстрый, точный бас, значительно меньшая его локализация сзади. Больший динамический диапазон баса (лучше слышно на малых уровнях громкости). Малый вес, "пустой" багажник. Недостатки: Не заберешь с собой в другую машину, труднее добиться рекордных значений звукового давления. перенес отсюда Изменено 20 июля, 2008 пользователем Каток LIFE IS SHORT. RIDE HARD._________________ Первым делом будем портить самолёты!... Ссылка на комментарий
Каток Опубликовано 20 июля, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 20 июля, 2008 (изменено) Теперь немного как бы теории, или хотя бы пояснение почему я собственно ковыряюсь с фриэйрами уже лет шесть-семь кряду. Это у меня не первый опыт, это традиция! :) ____________________________________________ Цитата: (Змий @ 3.3.2008, 14:05) ...<<<scipped>>>... по поводу фриайрных сабов и традиционных.. Какие плюсы минусы у них? Ну кроме разницы в занимаемом месте и весе. Очень много различных точек зрения... то что фриайр саб не даёт глубокого баса например... По поводу фриэйра мое мнение ездит у меня в багажнике. :grin: На эту тему можно много говорить, но лучший аргумент практика. После победы вот этой машины в Еврофинале мнение в околоаудиофильских кругах о фриэйре стало меняться. Я давно уже не делаю себе этих дурацких и тяжелых ящиков. Облом много писать, поэтому процитирую сам себя. Вот такой "трактат" на похожий вопрос я недавно накатал, и просто скорпирую его сюда с одного форума по автозвуку. ______________________________________ Часто приходится слышать, даже от людей весьма поверхностно разбирающихся в автозвуке, что фриэйр-сабы "отстой". Я, наверное, Фома неверующий. Я как раз давно уже, методично, из машины в машину, экспериментирую с фриэйрами. Ну такой вот странный. Результаты, обычно, тем кто слышал - нравятся. Даже тем, у кого стоят более "правильные" ящики. И вот хоть убейте меня, не хочу соглашаться с аргументацией вроде "ящик - круто, фриэйр - отстой". Да, фриэйр на хорошем уровне сделать трудно, а в некоторых машинах и почти невозможно. Ящик вкинуть проще. На этом преимущества ящика заканчиваются. У фриэйра есть ряд качеств, из-за которых я с ними и ковыряюсь. Есть чисто "потребительские" достоинства: - меньше вес установки (для заряженных машин - не последний аргумент), - компактность, сохранение багажного отсека нетронутым. Есть собственно акустические, "аудиофильские": - наибольшая чувствительность, - наилучшая форма АЧХ. В принципе, фриэйр - это тот же ЗЯ, только побольше. - наименьшее время задержки, более быстрый отклик (легко посмотреть хоть тем же СпикерШопом) - наилучшая музыкальность. "Тонкие" сабы обычно музыкальнее "толстых", да и звучать им приходится не через сиденья, а какой звук через подушку?! - отсутствие призвуков, характерных для фазоинверторов, "сипы" воздуха Плюсов, мне кажется, больше, чем минусов. В минусе то, что если нужны рекорды звукового давления, то может и правда, лучше взять ящик с фазоинвертором, дающим офигенный горб где-нибудь на 50Гц и воткнуть саб в розетку 220В. Но если нужно слушать музыку - такой саб вряд ли кому понравится... Да, резонирует и звучит багажник, есть такое дело. Но и для другого типа оформления, багажник всё-равно нужно проклеивать виброизоляцией. А для фриэйр не так уж много виброизоляции нужно: поскольку объем "оформления" головки (багажник) достаточно велик, то создаваемое динамиком давление в нем значительно ниже, чем в 20-литровом ящике при той же подводимой мощности. Можно сказать, давление такое же, как с другой стороны диффузора, - в салоне. Поэтому и виброизоляции достаточно такой же, как в салоне. Из этих же соображений значительно ниже требования к герметичности багажника. Из-за маленкой дырочки не произойдет акустического КЗ. Через маленькое отверстие пройдет только незначительная часть акустической мощности, и даже если она вычтется из-за своей противофазности - потери не будут велики, а запас мощности у современных сабов и усилков таков, что компенсировать их не проблема. Особенно, учитывая повышенную чувствительность фриэйров. Конечно, я не отрицаю, герметичнее удастся сделать багажник - будет лучше. Но и небольшие дырки в салон - не катастрофа. А на улицу - вообще, практически можно игнорировать. Просто, из-за расхожего мнения, акустический экран практически перестали даже пробовать делать. Или пробуют делать начинающие, которые делают много ошибок, применяют дешевые комплектующие (стартуют, обычно, с "бюджетных" вариантов). Результат очевиден, и на фриэйр вешается клеймо. А их "просто нужно уметь готовить"! (конец цитаты)_________________________________ А вот мнение другого (очень опытного в автозвуке) человека с того же форума, который самостоятельно или под влиянием моих постов - точно не скажу - поэкспериментировал с фриэйрами. _________________________________ cабовые эволюции Хочу коротенько рассказать об эволюциях сабового звена в моём авто( седан,Опель Вектра С): началось всё с закрытого ящика обьёмом 50 литров размещённом в багажнике машины. Динамик я выбрал Импактовскую 15-шку, почти топовой серии (http://www.avtozvuk.com/az/Az_0304/...2-120impact.htm) Усилком на него работал твикнутый Мак Аудио Z 2200 мостом. Давление этот саб создавал отменное, сказать, что он способен выдуть особый инфра низ я не могу, но , в принципе, хватало. Проблемой были явные и слышимые призвуки кузова, никакая виброизоляция сдержать их не могла, возникало ошущение задержки баса и его размытости. Следущим этапом было приобретение 12-шки Хеликс W-компетишен (http://www.avtozvuk.com/az/2007/07/098-helix.html) в ящике 24 литра и попытка пристроить его в заднюю полкупод стекло. К сожалению, затея обломалась, для подобной установки пришлось бы убрать всю штатную полку до стекла. Саб поиграл с заднего сидения с месяц, был оценён, в принципе, как очень неплохой. Локализации, задержек и размытости в явном виде не наблюдалось. Далее, я решил попробовать оформление фри-эир( видимо, перед установкой пары ящиков с десятками в заднюю полку-такие диаметры там встают легко). Одновременно поменялся и усилок, взят импульсный ДЛС MAD15, моноблок и заменены мидбасы фронта: с Бостона Про на Итон Дискавери, что позолило опустить частоту раздела до 60 Гц. Итак,задняя полка усилена двумя слоями фанеры по 15 мм + проставки под динамики( 15 мм), в самой полке сделаны отверстия, всё стянуто болтами через виброизоляцию. Получилось очень жёстко и глухо. А вот динамики я пока решил взять самые простые и дешёвые- Пролоджи WOW 10 F(http://www.avtozvuk.com/az/Az_0504/...-129prology.htm) чистый фриэирник, с добротностью под еденицу, резонансной около 40 Гц и очень лёгкой подвижкой( 55 г). Надежд на эти динамики особых не возлагалось, но пробовать именно с ними мне показалось наиболее рационально, более фриишного дина я не знаю. И вот сегодня я это дело запустил, подключил сабы в параллель . Честно говоря, не ожидал. В первую очередь удивила скорость сабиков, отставания нет совсем, синфазность работы очень хороша.Субьективно инфраниза мало, но при включении сабсоника на 25 Гц давление явно и ошутимо падает, 20 Гц тоже заметно, но не столь, появляется возможность повысить уровень громкости до болезненного, перегрузок у динов нет, хрипов тоже, а орут уже громче чем надо, размещены-то они в салоне, под стклом. Если и дальше наращивать громкость, то искажения проявляются и нарастают довольно быстро. Вобщем, не для СПЛ. Звук, конечно, несколько деревянненький, врать не буду, тонально неразнообразный, сказывается и высокая добротность и импульсный усилитель, и совершенная неразмятость динамиков. Но, самое главное, всё очень быстро, в этом-полный зачёт и удовлетворение. Давление-более чем достаточное, волосы шевелятся, зеркало заднего вида дрожит( это -кому надо). Раздел с мидбасами осуществлён на 60 Гц, поэтому нет и следа локализации. Следущий этап, уже посленовогодний: доработать полку и установить более качественные фэ динамики, выбор небольшой, но планирую попытать счастья с Челленджерами. Их нынче два фриэирных варианта: серия Про (http://www.piti.ru/product/?id=276) и серия МАХ ( http://www.piti.ru/product/?id=279 ) МАХ дороже вдвое, выяснить в чём отличия качества мне не удалось, поднял этот вопрос на форуме их сайта, ответа от тех. поддержки не получил, благо один человек из слышавших откликнулся: http://www.piti.ru/forum/viewtopic.php?t=1397 , а так было бы вообще всё покрыто тайной. О ходе дальнейших экспериментов отпишусь, пока могу совершенно определённо рекомендовать фриэирные сабы к установке в седанах. и его же авторства продолжение Любителям фриэирных сабов Всем, кто ищет качественные фэ динамики типоразмеров 10 и 12 дюймов могу ответственно рекомендовать Челленджеровские Про Лайн http://www.piti.ru/product/?id=276 Сегодня установил парочку десяток, доделал полку, послушал и понял, что тема саба раскрыта и закончена. Динамик стоимостью в 100 баков в пух и прах переигал вдвое более дорогой МАХ-лайн и по качеству и по количеству баса. Внешне головки производят очень приятное впечатление и по конструктиву и по качеству изготовления: литой корпус, бумажный дифф с аримрованием и покрытием пропиткой, катушка 2.5 дюйма, довольно упругие подвес и шайба, мягче, конечно, чем у МАХ, но гораздо жёстче, чем у, например, ДЛС ОА. В паре с усилком ДЛС МАD 15 сабики выдали очень приятный густой и вкусный бас, без признаков гудения, с очень неплохой скоростью и рельефом. Перегрузить эти дины ой как сложно, похрипывать они начали при максимальной громкости и гейне усилка на 2/3, это уже реальные 400 Вт на динамик. Сабсоник был включён на 20-25 Гц. Короче - всем искателям ФЭ рекомендую однозначно. перенес отсюда Изменено 20 июля, 2008 пользователем Каток LIFE IS SHORT. RIDE HARD._________________ Первым делом будем портить самолёты!... Ссылка на комментарий
Каток Опубликовано 20 июля, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 20 июля, 2008 (изменено) Цитата: (gosha @ 11.3.2008, 9:50) Каток, а по какому принципу ты определяешь, что это ФЭ саб? У саба "главные" параметры, определяющие его тип - так называемые параметры Тиля-Смолла (TS-параметры): Qts - общая добротность, Vas - эквивалентный объем, Fs - резонансная частота. Эти три заветные циферки определяют, будет работать саб в маленьком ящике, в большом, или вовсе во ФЭ. Есть программулинки (наиболее популярная - JBL SpeakerShop), которые моделируют и подсказывают как будет (или не будет) играть саб с данными TS в интересующем тебя ящике заданного литража. перенес отсюда P.S. Ссылки на статьи по теории, в т.ч. и с пояснениями параметров TS собраны тут >>> Изменено 22 сентября, 2008 пользователем Каток LIFE IS SHORT. RIDE HARD._________________ Первым делом будем портить самолёты!... Ссылка на комментарий
Каток Опубликовано 20 июля, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 20 июля, 2008 (изменено) Еще нужно иметь ввиду, что после подключения сабу нужно дать "разиграться", а потом его настроить. В процессе разигрывания саб разминает свой подвес, из-за чего меняется его жесткость и немного меняются TS-параметры. Из-за этого часто новенький саб, из коробочки только что, звучит не так, как должен. Вертя (или, если угодно - вращая) ручки и нажымая кнопачки можно очень сильно менять характер звука. Настроек в общем случае несколько: - уровень усиления (Gain) на усилителе от него зависит общее количество баса, но слишком уж увлекаться не стоит, баса нужно столько, сколько его в реальной жизни. Единственно, для прослушивания в движении обычно бас приходится добавлять, а при тех же настройках с заглушенным двигателем его в избытке, и хочется прикрутить. Я решаю это двумя пользовательскими настройками в ГУ. - частота среза фильтра LPF определяет верхнюю (по частоте) границу работы саба. Обычно 60Гц. С повышением частоты облегчается жизнь мидбасам, но появляется возможность локализации саба. (Это когда становится слышно, что он сзади.) Фриэйрные сабы даже при частоте LPF 80-90-100Гц практически никогда не локализуются. Мидбасы кстати, при работе с сабом невредно "подрезать снизу", включив фильтр HPF в ГУ или усилителе, чтобы они даже не пытались "петь" (а чаще - хрипеть) в зоне ответственности саба. Пусть лучше чище СЧ отыгрывают. - крутизна среза LPF в некоторых ГУ или сабовых усилках можно переключать крутизну (порядок) фильтра. Обычно, чем больше, тем лучше. Но стоит проверить, пощелкав и послушав результат. - частота среза ФИНЧ (фильтр инфранизких частот) фриэйрный саб вниз может играть очень глубоко, даже те частоты, которые мы уже не слышим, и где нет музыки. Поэтому в сабовом усилке лучше включить ФИНЧ, если он есть. Настроить его можно на 18-20-30Гц, какую именно частоту выбрать определяем "на слух" - при какой частоте звук понравится больше. - BassBoost часть усилителей имеет функцию подъема выбранного диапазона басов, например в районе 40Гц или 60Гц. Можно покрутить степень подъема выбранных частот, иногда можно выбрать саму центральную частоту БасБуста. Используется БасБуст или для получения эффекта бомбежки "Бум-Бум" погромче, или как "выравниватель" баса, басовой эквалайзер - зависит от музыкальных предпочтений. Если сильно задрана частота 40Гц (например), то звуки и ноты на этой частоте будут звучать громче, чем звуки и ноты на частоте 30 и 50Гц. В результате получается, что отдельные ноты бас гитары (например) звучат громче чем другие, что для музыки неправильно. Зато, если настроиться на частоту работы барабана-"бочки" можно получить заветное "бум-бум". Но бас-бустом можно исправить провалы на АЧХ саба, или продлить АЧХ вниз. Если у саба начинается спад с частоты 50Гц (например), то можно бас-бустом приподнять и вытащить частоту 40Гц. В таком случае бас-буст работает как эквалайзер басов. - Фаза На некоторых усилках есть переключатель фазы 0°-180°. Если такого переключателя нет, не беда - тот же эффект можно получить поменяв местами провода на сабовом динамике, "плюс" с "минусом". Позволяет иногда убрать локализацию, и заметно меняет характер звучания, особенно если мидбасы не подрезаны снизу фильтром, а работают в полную полосу, вместе с сабом. Ну основное почти всё написал. Остается сказать только, что бас на разных записях записан по-разному, и часто, отстроив хороший "вкусный" бас на одной записи, получаем совсем неинтересное звучание на другой. Поэтому лучше отстраиваться на тестовых дисках, на которых бас записан "правильно", а уже под конкретный изврат того или иного звукорежа подстраиваться с ГУ тембрами. Еще скажу, что у меня процесс настройки занимает много времени, месяц и больше, по принципу Трёх "П": поездил-послушал-подкрутил, до тех пор, пока не "выкрутятся" наилучшие настройки для данных саба/усилка и ГУ. P.S. Ни фига сибе накатал!... Сорри, это прописные истины вообще-то, и возможно, вы и сами всё это знаете... Но может, кому из начинающих пригодится. перенес отсюда Изменено 20 июля, 2008 пользователем Каток LIFE IS SHORT. RIDE HARD._________________ Первым делом будем портить самолёты!... Ссылка на комментарий
Каток Опубликовано 21 июля, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 21 июля, 2008 (изменено) Поскольку не раз задавался вопрос, как отличить фриэйрный саб от ящичного, то потратил немного времени и из своих постов с автозвуковых форумов надергал сборную солянку, в попытке закрыть вопрос раз и нафсегда! :grin: Получилось нечто вроде ULTIMATE GUIDE руководство по выбору головок для пораженных средней тяжести автозвукомСудьба саба определяется TS-параметрами, по фамилиям авторов Тиля и Смолла: Fs - частота основного резонанса, Qts - полная добротность, Vas - эквивалентный объем. Динамик - колебательная система, TS-параметры позволяют предсказать его поведение на частотах вблизи резонасной. Именно эти три параметра определяют, где кому играть. Для предварительной оценки "на глазок" можно ориентироваться на такие цифры: У фриэйрного саба обычно будет несколько выше резонансная частота Fs (порядка 40-50Гц), довольно высокая добротность Qts в районе (0.55-0.75, и даже под единицу может быть) и довольно большое значение эквивалентного объема Vas (60-150 литров). Ящичный саб (для сравнения) будет иметь собственные значения что-то вроде Fs=20-25Hz, Qts=0.3-0.4 и Vas=20-30литров. Но после установки его в ящик, у системы ящик-динамик значения TS станут приблизительно такими же, как у ФЭ-динамика. Полная добротность Qts вполне сойдет за первый ориентир, "индикатор фриэйра". Но это не весь "показатель фриэйрности", это скорее показатель характера звучания. Можно почитать, что пишут разбирающиеся в теории люди. Поиск по Инету принес, например,такое: "...для установки в режиме бесконечного экрана (или Freeair, если вас не смущает, что последнее название запатентовано Stillwater Designs) нужен динамик с полной добротностью не ниже 0,5, а то и выше и резонансной частотой никак не ниже герц эдак 40-60, в зависимости от того, во что будете ставить. Такие параметры обычно означают довольно жесткий подвес, только это и спасает динамик от перегрузки в условиях отсутствия "акустической поддержки"; со стороны закрытого объема. ..... А что случится, если, не обратив внимания на маленькие буковки, вы загоните [ в условия фриэйра ящичный ] динамик? А вот что: из-за низкой добротности частотная характеристика начнет заваливаться уже на частотах около 70 - 80 Гц, а ничем не сдерживаемая "мягкая" головка будет себя чувствовать очень неуютно на нижнем краю диапазона, причем перегрузить ее там - проще простого. Итак, договорились: Для применения в режиме "бесконечного экрана" надо выбирать динамик с высокой полной добротностью (не меньше 0,5) и резонансной частотой (не ниже 45 Гц), уточнив эти требования в зависимости от типа преимущественного музыкального материала и размера салона. Теперь о "небесконечном" объеме. Если поставить динамик в объем, сопоставимый с его эквивалентным объемом, система приобретет характеристики, существенно отличающиеся от тех, с которыми в эту систему явился динамик. Прежде всего при установке в закрытый объем возрастет резонансная частота. Жесткость-то увеличилась, а масса - осталась прежней. Возрастет и добротность. Судите сами - приставив в помощь жесткости подвеса жесткость небольшого, то есть неподатливого воздушного объема, мы тем самым как бы поставили вторую пружину, а амортизатор оставили старый. С уменьшением объема добротность системы и ее резонансная частота растут одинаково. Значит, если мы увидели динамик с добротностью, скажем, 0.25, а хотим иметь систему с добротностью, скажем, 0.75, то резонансная частота тоже увеличится втрое. А какая она там у динамика? 35 Гц? Так значит, в правильном, с точки зрения формы частотной характеристики, объеме она окажется 105 Гц, а это, знаете ли, уже не сабвуфер. Значит - не подходит. Вот видите, и калькулятор не понадобился. Смотрим другой. Резонансная частота 25 Гц, добротность 0,4. Получается система с добротностью 0,75 и частотой резонанса где-то около 47 Гц. Вполне достойно. Попробуем тут же, не отходя от прилавка, прикинуть, какого объема понадобится ящик. Написано, что Vas = 160 л (или же 6 cu.ft, что более вероятно). (Тут бы формулу написать - она простенькая, но нельзя - обещал). Поэтому для расчетов у прилавка дам шпаргалку (скопируйте и положите в бумажник, если покупка басового динамика входит в планы вашего шопинга): Резонансная частота и добротность возрастут в Х раз, если объем ящика V составляет Y от Vas: в 1,4 раза при V=1 Vas в 1,7 раза при V=1/2 Vas в 2 раза при V=1/3 Vas в 3 раза при V=1/8 Vas У нас - примерно вдвое, так что получается ящичек объемом литров 50 - 60. Многовато будет….Давайте следующий. И так далее.Получается, что для того, чтобы вышло мыслимое акустическое оформление, параметры динамика мало того, что должны находиться в каком-то определенном коридоре значений, но еще и быть увязаны между собой. Эту увязку опытные люди свели в показатель Fs/Qts. Если величина Fs/Qts составляет 50 или меньше, динамик рожден для закрытого ящика. Необходимый объем ящика при этом будет тем меньше, чем ниже Fs или чем меньше Vas." Пишут, что динамик "не замечает" объем оформления, если этот объем втрое больше Vas. Багажник объемом меньше 300 литров встречается в совсем уж маленьких машинках, поэтому Vas 100 литров можно считать приемлемым.Какой из вариантов конструкции дина выбрать (тяжелый диффузор на мягком подвесе или легкий на жестком), - личное дело каждого. Мой идеал - легкий диффузор на мягком подвесе, что даст минимальные потери, хороший импульсный отклик и высокую чувствительность. При этом Vas должен получится немаленький. Но мне-то что за беда? У меня, надеюсь, никогда не будет багажника меньше 300 литров. Согласно цитате из АЗ получается, что Vas можно считать показателем относительной жесткости диффузора (вес подвижки к жесткости подвеса), и у динамика нет "обязаловки" иметь высокое или низкое значение Vas для того или иного типа оформления. Vas просто покажет, при каком объеме ящика дин перейдет в режим ФЭ. Другими словами, чем меньше Vas, тем при меньшем объеме двери(ящика) мидбас перейдет во ФЭ. Для фриэйрного саба любого калибра Vas должен быть минимум втрое меньше объема багажника. ____________________________________________ Более подробно о типах оформления, параметрах Тиля-Смолла и прочей ерунде можно порыться в теме "Полезные ссылки" Изменено 25 сентября, 2008 пользователем Каток LIFE IS SHORT. RIDE HARD._________________ Первым делом будем портить самолёты!... Ссылка на комментарий
Njoy Опубликовано 17 сентября, 2008 Поделиться Опубликовано 17 сентября, 2008 Если кому интересно вот отсюда можно скачать програму JPL Speaker Shop http://www.alteam.ru/alteam-fun-progr.php?id=0 плюс дополнительные файлы по этой программе: - описания по типам акустических корпусов (размер архива 148 Кб) - описания по работе с программой (размер архива 233 Кб) - как рассчитывать акустические корпуса и объемы (размер архива 15 Кб) - книга по акустике (размер архива 753 Кб) Ссылка на комментарий
Каток Опубликовано 22 сентября, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 22 сентября, 2008 Если кому интересно вот отсюда можно скачать програму JPL Speaker Shop http://www.alteam.ru/alteam-fun-progr.php?id=0....... А тут можно научиться считать в Спикершопе так, чтобы расчеты почти совпадали с реальностью: Право на передачу, о передаточной функции салона. LIFE IS SHORT. RIDE HARD._________________ Первым делом будем портить самолёты!... Ссылка на комментарий
Каток Опубликовано 13 ноября, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 13 ноября, 2008 (изменено) Всё-равно, периодически возникает вапроз "какой саб выбрать?" С ящичными сабами всё просто: их много, и выбрать нетрудно. С фришниками труднее. Их мало, и мало кто в этом может чо-то посоветовать. Ну вот, поскольку я тут занимаюсь пиаром ФЭ, я сделал перечень сабиков, так или иначе годящихся для этого типа оформления. Мой экспресс-обзор базируется на тестах журнала "Автозвук", и динамики внутри своего калибра выстроены по убыванию проставленного журналом суммарного балла. Присужденные журналом награды тоже вынес на обозрение, остальные подробности - по линку. 12"_____________________________________________ Challenger Pro-Line 12WF Diamond D312D4, "лидер теста" Hertz Air 3000 Pioneer TS-SW1241D, плоский (таблица с параметрами) Polk Audio MM 1240 (плоский, возможна работа в ФЭ) добавлен Hertz HX 300 Bull Audio SW-12 Pioneer TS-W257F SPL S2-12M MB Quart PWE302 "АЗ рекомендует" Ivolga SH-12FA "АЗ рекомендует" JVC CS-GS1200 "АЗ рекомендует" Supra SBD-30F "фаворит" MTX T7512-04 Power Acoustik STW-12, "фаворит", плоский, Focal Polyglass 27W1 "АЗ рекомендует" Beyma DSR-12 неглубокий, легкий Revolt RW12 "АЗ рекомендует" Kicx ICQ-300 Power Acoustik PW3-12H Rockford Fosgate P1 12S4 Pioneer TS-W305F , (таблица с параметрами) Earthquake SWS-12 "АЗ рекомендует", плоский Lightning Audio P3.12.4 MB Quart RWE-302 Sony XS-L12S плоский Power Acoustik PW1-12L Power Acoustik BM-12W Zapco i-12 Kenwood KFC-WPS1200F плоский JVC CS-GS2200 Dragster DWB 124.F 10"_____________________________________________ Challenger Pro-Line 10WF Hertz Air 2500 Hertz HX 250 "лидер теста" JVC GS-GW1000, "лидер теста" Alpine SWE-1043IB, "фаворит теста" добавлен MTX T7510-4 Power Acoustik PW1-10L Macrom M1W-10 Earthquake Subzero 10 "АЗ рекомендует" Maxwatt MS-10HQ JVC CS-GD4250 Sony XS-L10S плоский Sony XS-L106PS Supra SBD-25F Alpine SWE-1041 Prology WOW-10F Ivolga Drive 10F Clarion SRW1043 Macrom M3W.10 8"_____________________________________________ Kicker S8L5 "лидер теста", квадратный Hertz HX 200 "АЗ рекомендует" Boston G1084 "лидер теста" Audiobahn AW 831T "АЗ рекомендует" Focal Polyglass 21V2 MTX 5508-04 13"_____________________________________________ Soundstream Stealth-13, плоский, "АЗ рекомендует" 15"_____________________________________________ MTX T5515-04 Power Acoustik PW3-15H "лидер" Oris AMW-15 "лидер" Ground Zero GZHW 38X "фаворит" Audiotop WF 15.4A Hertz ML3800 Hertz ES380.3 Список неисчерпывающий, есть и другие фришные динамики. Будет время и/или желание - буду список пополнять. Изменено 3 января, 2010 пользователем Каток LIFE IS SHORT. RIDE HARD._________________ Первым делом будем портить самолёты!... Ссылка на комментарий
Каток Опубликовано 14 ноября, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 14 ноября, 2008 Еще один фришник, в обзорах и тестах вроде бы не участвовавший. Посему даю просто параметры, без ссылок на обзоры... AudioBahn AW1051T Fs 42.7 Hz Qts 0.82 Qes 0.96 Qms 5.64 Vas 20Litres\0.7Cu.Ft. Re 3.0ohms Le 1.4 mH Mmd 94Grams Xmax +-13mm RMS 300watts Sd 0.033M2 Freq.Resp 28Hz-1kHz Efficiency 91dB EBP 44 Depth 4 5/8" LIFE IS SHORT. RIDE HARD._________________ Первым делом будем портить самолёты!... Ссылка на комментарий
Nord Опубликовано 22 декабря, 2008 Поделиться Опубликовано 22 декабря, 2008 ... Мой экспресс-обзор базируется на тестах журнала "Автозвук", и динамики внутри своего калибра выстроены по убыванию проставленного журналом суммарного балла. Присужденные журналом награды тоже вынес на обозрение, остальные подробности - по линку. 12"_____________________________________________ Challenger Pro-Line 12WF ... Hertz Air 3000 ... 10"_____________________________________________ ... Hertz Air 2500 ... Challenger Pro-Line 12WF (обзор) Hertz Air 3000 (обзор) Hertz Air 2500 (инсталляция) Лёгкого вам дыхания в цилиндрах! © ... И не забудьте пристегнуть ремни безопасности ... Ссылка на комментарий
Каток Опубликовано 22 декабря, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 22 декабря, 2008 (изменено) Challenger Pro-Line 12WF (обзор) Это немного не то. По ссылке в обзоре 12WB - он ящичный, а нужен обзор 12WF - фриэйрного. А в последней ссылке не обзор саба, а инсталл с его применением. Про собственно сам саб - пара слов, и то относительно конкретного частного случая реализации с неизвестной степенью удачности. Изменено 22 декабря, 2008 пользователем Каток LIFE IS SHORT. RIDE HARD._________________ Первым делом будем портить самолёты!... Ссылка на комментарий
Nord Опубликовано 22 декабря, 2008 Поделиться Опубликовано 22 декабря, 2008 Это немного не то. По ссылке в обзоре 12WB - он ящичный, а нужен обзор 12WF - фриэйрного... ну... не доглядел на буквы :), на фотках же он обычный, без ящика ...тут вот инсталл 12WF - http://www.avtozvuk.com/az/2008/01/088.html А в последней ссылке не обзор саба, а инсталл с его применением...см.примечание в скобках ;) Лёгкого вам дыхания в цилиндрах! © ... И не забудьте пристегнуть ремни безопасности ... Ссылка на комментарий
Каток Опубликовано 22 декабря, 2008 Автор Поделиться Опубликовано 22 декабря, 2008 ну... не доглядел на буквы :), на фотках же он обычный, без ящика ... тут вот инсталл 12WF - http://www.avtozvuk.com/az/2008/01/088.html В сообщении #3 в этом топике эта ссылка уже фигурирует, в начале поста, так что ничего нового. Сорре. см.примечание в скобках ;)Смотрел, конечно.Просто информации мало про саб, ценность сомнительная. Ведь инсталляция - это уже готовое решение, и насколько оно удачно - еще вопрос. Поэтому это просто картинки на которых можно подсмотреть варианты дизайна, способы размещения аппаратуры и т.п., но понять, всё ли выжато из этого саба или нет - трудно. Может, он в два раз лучше может? а если меня не устраивает просто копирование, то и вовсе смотреть нечего. Имхо всё, конечно. LIFE IS SHORT. RIDE HARD._________________ Первым делом будем портить самолёты!... Ссылка на комментарий
Nord Опубликовано 6 мая, 2009 Поделиться Опубликовано 6 мая, 2009 Каток, тёзк, теперь вот я с вопросом пожаловал :) Натолкнулся вот надысь на такой агрегат - µ-Dimension Glow 8000SW И вроде бы отзывы неплохие есть про него. А что бы ты сказал ? (ну приблизительнна-ориентировошно) Лёгкого вам дыхания в цилиндрах! © ... И не забудьте пристегнуть ремни безопасности ... Ссылка на комментарий
jarinoff Опубликовано 6 мая, 2009 Поделиться Опубликовано 6 мая, 2009 Каток, что бы ты сказал ? сказал что это игрушка :cray: http://citroens-club.ru/forum/index.php?showtopic=11388 я его слушал в помещении и мне понравился, думаю для авто неплохой вариант), но не нашел на тот момент в продаже у нас (тот что слушал был уже куплен)... сейчас он подорожал и мне пока не до музыки вообще, считаю что лучший из активных это infinity basslink2 http://www.videovox.ru/asp/showtovar/15738...dudinriitjnztui Ссылка на комментарий
Каток Опубликовано 6 мая, 2009 Автор Поделиться Опубликовано 6 мая, 2009 (изменено) Каток, тёзк, теперь вот я с вопросом пожаловал :) Натолкнулся вот надысь на такой агрегат - µ-Dimension Glow 8000SW ...... И вроде бы отзывы неплохие есть про него. А что бы ты сказал ? (ну приблизительнна-ориентировошно) Да, от своих слов не отказываюсь - это игрушка. В помещении, где тихо, и совершенно другая акустика помещения, эта коробочка может и понравиться - ничего удивительного, он же всё-таки звуки издает. Проблема только в количестве выдаваемого им баса. Чего может быть достаточно в тишине помещения, оказывается катастрофически мало в машине.. Фоновый низкочастотный шум от работы подвески, шума ветра и полотна дороги в машине составляет что-то около 50дБ (на средних скоростях движения по обычной дороге), плюс-минус конечно. Благодаря эффекту маскИрования звуки, которые тише этих фоновых 50дБ в НЧ-диапазоне "прячутся" за фоном и не воспринимаются ухом. Поэтому чтобы Вы услышали бас с уровнем соответствующим, скажем, 30дБ (20-25дБ -шёпот, 35-40дБ - обычный разговор), сабу нужно выдавить из себя где-то так децибел под 80 (80-50=30). И вот тут-то игрушки без запаса уровня громкости проседают быстренько. Даже если взять пару таких динамичков, это добавит всего лишь 3 дБ. Вопрос, конечно, кому сколько того баса нужно, и что считать суб-басом... Но я лично их серъезно не воспринимаю, а за те деньги, что за них хотят можно купить или построить нормальный саб. Изменено 6 мая, 2009 пользователем Каток LIFE IS SHORT. RIDE HARD._________________ Первым делом будем портить самолёты!... Ссылка на комментарий
Каток Опубликовано 14 февраля, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 14 февраля, 2010 Не смотря на не-сезон (до сезона в этом году что-то особенно трудно дожить), решил модернизировать сабовое звено. Плоский Earthquake SWS12 - прикольный сабик. Он послужил мне верой и правдой, я выжал из него практически всё, на что он спсобен. Но пора двигаться дальше, хочется бОльшего. Долго я присматривал ему преемника, в результате решил попробовать Challenger MAX-Line 12WF. Это "чистый фришник", и по параметрам, и по позиционированию производителем. Качество изготовления очень высокое, беря в руки понимаешь, что это вещь незаурядная. Даже если не видеть его "упаковку", роскошный ящик из лакированного дерева. Но по форумам прошла инфа, что у него есть недостаток в виде малой перегрузочной способности. Но я как профессиональный Фома неверующий должен в этом убедиться сам. Вкинул саб в дырку от прежнего, прикрутил на скорую руку, подключил к усилку и разминал месячишку. Конечно, полка требует под этот саб некоторой доработки (он чуть меньше прежнего по диаметру), но впечатления весьма положительные. Он намного быстрее, бас стал куда более собранным и четким. Локализация сзади полностью отсутствует. Пришлось уменьшить задержки, и удар бочки теперь полностью идет спереди, как и контрабас. Фактура баса передается много лучше, чувствуется именно вибрация струны контрабаса, а не гудение низкой частоты. Потеплеет, доработаю полку. А пока так. Белая гадость - это снег, намело пока мобилку фокусировал/ Характеристики саба по Спикершопу - заглядение.В реале пока не мерял. LIFE IS SHORT. RIDE HARD._________________ Первым делом будем портить самолёты!... Ссылка на комментарий
Кашапов Опубликовано 14 февраля, 2010 Поделиться Опубликовано 14 февраля, 2010 Привет, до скольки сверху порезал? AMT Russian Chellange Ссылка на комментарий
Каток Опубликовано 14 февраля, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 14 февраля, 2010 Привет, до скольки сверху порезал?Привет!На сейчас порезан на 60-65Гц третьим + сабсоник 18Гц. Правда с сабсоником не определюсь никак: то включу, то выключу. LIFE IS SHORT. RIDE HARD._________________ Первым делом будем портить самолёты!... Ссылка на комментарий
<VEB> Опубликовано 14 февраля, 2010 Поделиться Опубликовано 14 февраля, 2010 Каток, А как -чем определить измерить до скольки САБ порезан сверху, иль это какая-то расчётная величина? Не хочу Не могу Не смирился, Я в душе все границы сотру Я в Советском Союзе родился И в Советском Союзе помру. Ссылка на комментарий
Каток Опубликовано 14 февраля, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 14 февраля, 2010 Каток, А как -чем определить измерить до скольки САБ порезан сверху, иль это какая-то расчётная величина?Фильтр, срезающий частоты выше заданного значения с саба, я сам настраиваю. Настройка ведётся на слух. Настроечный резистор в фильтре усилка (а я режу усилком) градуирован довольно грубо, поэтому сказать точно на какую частоту он сейчас настроен трудновато.Другое дело, когда режется процессором - там точность выше. LIFE IS SHORT. RIDE HARD._________________ Первым делом будем портить самолёты!... Ссылка на комментарий
eclectic Опубликовано 6 апреля, 2010 Поделиться Опубликовано 6 апреля, 2010 Каток, добр (ое) (ый) (ой) утро, день, вечер, ночи (нужное подчеркнуть) :) Если есть возможность, рекомендую попробовать, вместо MAX-LINE, поэкспериментировать с PRO-LINE того же CHALLENGER. Просто, у меня была возможность сравнивать их в одном тракте (ссылка на мою систему "в сообщении #3 в этом топике") - мне лично больше понравился PRO, не смотря на существенную разницу в цене, с учётом того, что сабы одного разработчика (при всём моём к нему уважении) и производителя. Аргументы - с "прошкой" бас оказался побыстрее и "вкуснее" что-ли... ИМХО, естественно... Стоял сначала PRO, потом MAX (с ним, кстати, приезжал в славный город Киев в 2007 на соревнования - может пересекались?), но, в результате, вернул на место PRO, с ним же и на Еврофинал в Данию поехал. Интересно было бы услышать Ваше мнение по этому поводу, если удастся сравнить их. С уважением, Александр Ссылка на комментарий
Каток Опубликовано 7 апреля, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 7 апреля, 2010 Каток, добр (ое) (ый) (ой) утро, день, вечер, ночи (нужное подчеркнуть) :) Если есть возможность, рекомендую попробовать, вместо MAX-LINE, поэкспериментировать с PRO-LINE того же CHALLENGER. Просто, у меня была возможность сравнивать их в одном тракте (ссылка на мою систему "в сообщении #3 в этом топике") - мне лично больше понравился PRO, не смотря на существенную разницу в цене, с учётом того, что сабы одного разработчика (при всём моём к нему уважении) и производителя. Аргументы - с "прошкой" бас оказался побыстрее и "вкуснее" что-ли... ИМХО, естественно... Стоял сначала PRO, потом MAX (с ним, кстати, приезжал в славный город Киев в 2007 на соревнования - может пересекались?), но, в результате, вернул на место PRO, с ним же и на Еврофинал в Данию поехал. Интересно было бы услышать Ваше мнение по этому поводу, если удастся сравнить их. С уважением, Александр Мне было интересно повозиться именно с МАХ-Лайном. ПРОшку-то все распробовали и отзывы весьма лестные. И мне стало интересно, чем же МАХ хуже, ведь конструктив у него весьма неплох, и вроде как ничто не должно мешать ему "танцевать". А поэкспериментировать я люблю. Отсюда и фришка в трёхдверном кузове, и прошлый плоский саб (EarthQuake SWS12). Ну и МАХ вместо ПРОшки. Возможно, попробую еще и ПРО в своей машине - в чужих инсталлах я ее слышал. Но это будет потом, я еще с МАХом не наигрался. :)Спасибо за совет, Ваше мнение для меня много значит. И про Шкоду Вашу чемпионскую читал с интересом. А в соревнованиях я не участвую - это мой такой маленький принцип. Так что в Киеве мы с Вами не пересекались (к сожалению, но точно). LIFE IS SHORT. RIDE HARD._________________ Первым делом будем портить самолёты!... Ссылка на комментарий
Каток Опубликовано 29 мая, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 29 мая, 2010 (изменено) Поскольку под старый саб было вырезано отверстие немного большего размера, чем нужно под мой новый сабик, то прикрутить его на все винты не было возможности. То есть, саб у меня до сих пор был закреплен не слишком хорошо. А это неправильно. Потратив немного времени, сделал "адаптер" для нормального его крепления. Заодно адаптер чуть приподнял саб над полкой (стало быть он стал чуток меньше выпирать вниз, под полку), и еще больше упрочнил полку. "Голый" адаптер из 12мм водостойкой фанеры: Саб на доработанной полке: ............ Прошло два дня... Лишний раз убеждаюсь, что в звуке нет мелочей. Ведь казалось бы доработка чепуховая, ну чуть увеличилась жесткость крепления саба. Ну прикручен он теперь не на 5, а на все 8 винтов. Так ведь и раньше вроде бы не болтался.... А на звуке сказалось, слышно. Пропали призвуки на большой громкости, басок чуток поменялся. В нюансах, конечно (артикуляция чуть улучшилась, немного очерченней всё стало, что ле), но и это неплохо! :) Изменено 31 мая, 2010 пользователем Каток LIFE IS SHORT. RIDE HARD._________________ Первым делом будем портить самолёты!... Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать учетную запись
Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти