Перейти к содержанию
Ситроен Клуб

Измерение жесткости подвески


ИС-Xantia

Рекомендуемые сообщения

1. Поставил машину на яму, заглушил в положении 2, дождался засыпания.

2. Подставил линейку в районе заднего стабилизатора, затем аккуратно пригнул задок вниз для выборки люфтов и мертвой зоны страгивания. Засек показания линейки.

3. Аккуратно подтянулся, держась посередине заднего стабилизатора, засек новые показания.

 

Поделив мой вес на разность показаний получил статическую жесткость задней подвески:

 

70 кг / 1,8 см = 39 кг/см. 

 

Цифра однозначно характеризует остаток азота в сферах. Сейчас сзади стоят 3-летние сферы комфорт, система ГА3. Со временем можно повторять замеры и следить за сферами.

Передок можно также промерять для дальнейшего контроля, но пока не придумал чем загружать, ибо надо  подвесить более тяжелое для большей точности.

У кого есть возможность, померьте у себя для сравнения.

 

 

С5-II, ГА-3, 2,0 RFJ (EW10A) 2007г МКПП. До него Xantia 1,9D 1994г была 12 лет.

Ссылка на комментарий

Можно садиться на багажник по той же схеме, в принципе, разница только в рычаге, а он в данном случае роли не играет - величина то относительная. При подтягивании на стабилизаторе рычаг меньше, чем у багажника, но и линейное перемещение точки ровно во столько же раз меньше. Было бы интереснее, если бы вы сжимали и меряли непосредственно поршень, что невозможно без его снятия по техническим причинам. А так, без разницы, куда прикладывать усилие - к стабилизатору, или к багажнику, без знания значения рычага вычислить конкретные значения начального/конечного давлений невозможно.

Единственный вариант применения данного метода - измерить проседание на новых сферах, тогда соотношение новых показаний с эталонными будет пропорционально соотношению текущего давления с эталонным (написанным на сферах), такой метод уже мелькал где-то на форуме.

И, к сожалению, работать эта метода будет только на ГА3 без центральной сферы, поскольку на стоящей машине у ГА3+ будет измеряться "среднее" давление по оси...

 

P.S. кстати, существенное значение при таком методе имеет горизонтальность машины, поскольку от этого зависит масса машины спереди и сзади от передней оси, и как следствие, начальное давление (и соответственно жесткость) в задней оси..

Изменено пользователем Gogs
Ссылка на комментарий

без знания значения рычага вычислить конкретные значения начального/конечного давлений невозможно

Да и не надо. Метод оценочный и позволяет видеть динамику годности сфер по годам. Или отсеять сферы из подозрений в жесткости.

 

 

Было бы интереснее, если бы вы сжимали и меряли непосредственно поршень

А зачем? рассчитать давление в поршне вполне реально, зная его диаметр, плечи рычага и вес половины задницы. Первые два известны, третье можно измерить весами, наехав на них. Но что это дает?

 

 

работать эта метода будет только на ГА3 без центральной сферы, поскольку на стоящей машине у ГА3+ будет измеряться "среднее" давление по оси

Выключить регулятор жесткости, отсоединив штеккер

 

 

начальное давление (и соответственно жесткость) в задней оси..

Жесткость от давления не зависит.

С5-II, ГА-3, 2,0 RFJ (EW10A) 2007г МКПП. До него Xantia 1,9D 1994г была 12 лет.

Ссылка на комментарий

Ну для оценочного метода удобно, и вариант "сесть на багажник" проще, нежели лезть в яму и вешаться на стабе)))

 

Плечи рычага теоретически можно конечно померить, хотя не особо удобно и точно) А нужно это может быть для вычисления абсолютного давления в сфере, если нет эталонных данных для первого метода. Для этого, правда, еще надо узнать полный объем сферы, можно убитую пустую сферу водой налить, к примеру :) И угол рычага относительно кузова тоже важен, и он меняется при просадке.

 

Выключить регулятор жесткости отсоединив штекер? А он разве не нормально-открытый? У меня на ГА3+ зад проседает чуть ли не до отбойника при посадке 130кг на открытый багажник (упитанный товарищ садился, посмеялись вдоволь), то есть клапан открыт. Да и в лексии есть пункт проверочный "активация клапана жесткости", то есть скорее надо туда подавать 12В постоянно для закрытия.

 

Жесткость от давления должна зависеть, поскольку чем больше давление, тем меньше объем азота, тем меньше будет дельта объема при одинаковом увеличении силы, действующей на поршень.

Другое дело, что в сфере большое давление преднакачки, и ее объем много больше объема поршня, так что это влияние может быть незначительным на практике.

Легко проверить, кстати - положить в багажник 1 мешок цемента 50кг, он просядет на скажем 5см, если положить еще один - он просядет не еще на 5см, а меньше, вопрос в том, насколько.

Правда, тут еще влияет изменение угла наклона заднего рычага (чем ниже опущена машина, тем горизонтальнее рычаг, тем больше реальное плечо соответственно, что может компенсировать изменение жесткости). Так что для оценочного метода довольно важно, чтобы вес машины был одинаково распределен и не отличался от эталонного (кол-во бензина, барахло в багажнике, итд).

Изменено пользователем Gogs
Ссылка на комментарий

вариант "сесть на багажник" проще, нежели лезть в яму и вешаться на стабе

Проще подтянуться и замерить одному, никого не привлекая

 

А нужно это может быть для вычисления абсолютного давления в сфере

Зачем?

 

А он разве не нормально-открытый?

Возможно ошибаюсь

 

Жесткость от давления должна зависеть

Зависимость есть, но маленькая. Строго говоря, жесткость нелинейна, но характеристика сферы близка к линейной. Это объясняется малым относительным сжатием азота в пределах рабочего хода, по отношению к всему объему азота.

Еще есть нюансы: http://citroens-club.ru/forum/index.php?showtopic=38620&view=findpost&p=789113

 

тут еще влияет изменение угла наклона заднего рычага

Именно так, и он как раз компенсирует небольшую нелинейность жесткости.

Изменено пользователем ИС-Xantia

С5-II, ГА-3, 2,0 RFJ (EW10A) 2007г МКПП. До него Xantia 1,9D 1994г была 12 лет.

Ссылка на комментарий

 характеристика сферы близка к линейной.

Я всегда считал, что гидропневматический упругий элемент имеет нелинейную прогрессивную характеристику в чем и есть основное преимущество подвески ситроена в отличие от подвески например на цилиндрических пружинах с линейной характеристикой. Практически это выражается в сглаживании мелких неровности и практической невозможности пробоя до упора на крупных.

Полугидравлический песочный ситроен.
P017MK76.png

Ссылка на комментарий

Я всегда считал,

Так и есть. Но при макс. ходе стойки 120 мм и расходе при этом 50 мл (а в реальном движении гораздо меньше) и запаса в сфере 150-200 мл, можно считать, что линейно.

Тут кое-что:

Pnevmaticheskie_i_gi.pdf

С5-II, ГА-3, 2,0 RFJ (EW10A) 2007г МКПП. До него Xantia 1,9D 1994г была 12 лет.

Ссылка на комментарий

Проделал процедуру, аналогичную описанной в первом посте. Мой вес также 70 кг, подвеска просела на 19-20 мм. Сферы штатные, не менялись. Машине 6 лет, пробег 120 ткм, кузов универсал.

С5-II Break, 2,0 RFJ (EW10A), МКПП, 2007г.в.

Ссылка на комментарий
 

Я повторю: жесткость сфер нелинейна, тем они и хороши по сравнению с пружинами. В запощенном вами файле это написано в 3 абзаце с конца. Другие автопроизводители идут на всякие ухищрения, чтобы достичь нелинейной жесткости подвески (пружины с переменным шагом и толщиной прутка, амортизаторы с регулируемой жесткостью и т.д.), но так дешево и сердито и просто и надежно, как у ситроена не получается. Мне приходилось ездить на Mercedes S500. По ощущениям очень похоже на мой пятачок (но до бывшего ХМ-а все же не дотягивает), только мерседес на порядок дороже и существенно сложнее.

Полугидравлический песочный ситроен.
P017MK76.png

Ссылка на комментарий

Но там же указано, что характеристика близка к линейной, что хорошо видно на графике.

Правда, это DS19, но суть одна.

 

 

подвеска просела на 19-20 мм.

А мертвую зону учел? У меня она достигает 10 мм.

 

С5-II, ГА-3, 2,0 RFJ (EW10A) 2007г МКПП. До него Xantia 1,9D 1994г была 12 лет.

Ссылка на комментарий

Ого! Я так понял, что "аккуратно пригнул" - это стронул до начала проседания без поднимания при отпускании. А вот 10 мм не понятно, откуда столько. Тогда методику начала измерения надо уточнить.

С5-II Break, 2,0 RFJ (EW10A), МКПП, 2007г.в.

Ссылка на комментарий

Ну, это как при измерении клиренса. Букварь рекомендует приподнять ось машинуы руками и нежно опустить. Измерить клиренс, потом придавить и снова отпустить так же нежно. Опять измерить и взять среднее. Между этими положениями  разница порядка 6-10 мм, это и есть мертвая зона страгивания.

Меряя жесткость, я брал минимальный клиренс

С5-II, ГА-3, 2,0 RFJ (EW10A) 2007г МКПП. До него Xantia 1,9D 1994г была 12 лет.

Ссылка на комментарий

Я, в общем-то, так и делал. Покачал задок за стабилизатор, потом придавил и плавненько отпустил. Из этого положения и начал измерения.

С5-II Break, 2,0 RFJ (EW10A), МКПП, 2007г.в.

Ссылка на комментарий

 

 

70 кг / 1,8 см = 39 кг/см. Цифра однозначно характеризует остаток азота в сферах. Сейчас сзади стоят 3-летние сферы комфорт, система ГА3. Со временем можно повторять замеры и следить за сферами.

 

А как она характеризует остаток азота? Чем меньше давление в сфере, тем эта цифра больше? Или наоборот?

Я думал, что жесткость не зависит от остаточного давления - в нагруженной одним и тем же весом сфере давление будет одинаковое, положение мембраны разное.

Ну. до тех пор, пока она не упрется в корпус))

Если, например, вперед поставить сферы с давлением 25-30 бар вместо 50-55 бар, НО оставить свой амортизатор, думается разницы особой не будет в жесткости.

Или где то ошибаюсь??

ab226445.gif

VF7DCRFNC76228441

Ссылка на комментарий

Чем меньше давление в сфере, тем эта цифра больше?

Ага.

 

 

в нагруженной одним и тем же весом сфере давление будет одинаковое, положение мембраны разное.

Но количество  и объем азота будет разное, а именно от количества гибкой среды и зависит жесткость. По той же выдержке в конце первой страницы, см. пост 7.

С5-II, ГА-3, 2,0 RFJ (EW10A) 2007г МКПП. До него Xantia 1,9D 1994г была 12 лет.

Ссылка на комментарий

Я думал, что жесткость не зависит от остаточного давления

Зависит напрямую, иначе зачем же тогда менять подспустившие сферы?

 

 

 

также 70 кг, подвеска просела на 19-20 мм. ... кузов универсал.

Аааа, ну да, там же в сараях задние сферы с бОльшим  давлением, чем хэтчи  (44 бар вместо 31). Поэтому в статике задница более мягкая и прогиб должен быть больше. Но аморты могут быть потуже.

С5-II, ГА-3, 2,0 RFJ (EW10A) 2007г МКПП. До него Xantia 1,9D 1994г была 12 лет.

Ссылка на комментарий

Зависит напрямую, иначе зачем же тогда менять подспустившие сферы?

 

Хорошо, тогда снова вопрос)

Возвращаясь к посту №7, из выдержки, первая страница, крайнее предложение: "Жесткость упругого элемента согласно уравнению (12) обратно пропорциональна начальному объему v0, а следовательно давлению pн"

Почему обратно?

Получается, чем больше давление, тем мягче?? И что это за уравнение (12)???

 

Например, старые передние сферы для ГА3+ были по 44 бар начального давления, а новые по 52 бар.

Если предположить, что амортизатор в новых сферах остался прежний, то вопрос: какие сферы мягче?? Получается, которые по 52 бар... Как то очень странно)))

 

Возьмем 2 футбольных мяча - один накачаем 0.5 бар, а второй 1 бар и сядем поочередно на каждый. Но не прямо задом на мяч, а через дощечку например. Оба деформируются по разному, но давление при этом в обоих мячах будет практически одинаковое, и задница ощутит одинаковую жесткость! Так ли? :rofl2:

ab226445.gif

VF7DCRFNC76228441

Ссылка на комментарий

Жесткость упругого элемента согласно уравнению (12) обратно пропорциональна начальному объему v0"

Ну правильно. Чем больше объем азота, прижатого весом машины, тем мягче.

 

какие сферы мягче?? Получается, которые по 52 бар

Конечно.

 

Возьмем 2 футбольных мяча - один накачаем 0.5 бар, а второй 1 бар ...давление при этом в обоих мячах будет практически одинаковое, и задница ощутит одинаковую жесткость!

А это из другой оперы. Здесь объем газа в мяче не меняется, как в сфере, поэтому и формулы другие. То же самое с накачанной шиной, ее жесткость определяется в основном жесткостью боковины, а не газом.

 

И что это за уравнение (12)???

Pnevmaticheskie.pdf

С5-II, ГА-3, 2,0 RFJ (EW10A) 2007г МКПП. До него Xantia 1,9D 1994г была 12 лет.

Ссылка на комментарий

Замерил переднюю ось. Сферы родные с завода, проехали 50тык за 3 года, потом 3 года ездил на комфорте, а родные валялись в гараже. Недавно снова воткнул старые родные сферы.

Подтягивался за правый приводной вал в месте его выхода из коробки, это где-то посередине машины. Перед этим замерил мертвую зону - 9 мм !!!.  Прогиб от 70 кг составил 10 мм.

Итог:  статическая жесткость равна 70 кг / 1 см = 70 кг/см.

С5-II, ГА-3, 2,0 RFJ (EW10A) 2007г МКПП. До него Xantia 1,9D 1994г была 12 лет.

Ссылка на комментарий

все бы хорошо - но забыли учесть состояние подшипников рычагов задней оси. они клинят и пофик ваша жесткость.

если подумать ещё много чего может влиять.

напр - состояние покрышек. зима-лето. температура. и тд. 

Изменено пользователем елисеев
Ссылка на комментарий

Замерил переднюю ось. Сферы родные с завода, проехали 50тык за 3 года, потом 3 года ездил на комфорте, а родные валялись в гараже. Недавно снова воткнул старые родные сферы. ... Прогиб от 70 кг составил 10 мм.

Вернул назад передние сферы комфорт (делов на полчаса) и замерил в тех же условиях. Прогиб составил 12-13 мм. Ага, все-таки сферы комфорт  имеют повышенное давление, относительно стандартных, а я не очень верил, ибо ранее на Ксю комфорт практически не отличался от стандарта, измерял на стенде.

С5-II, ГА-3, 2,0 RFJ (EW10A) 2007г МКПП. До него Xantia 1,9D 1994г была 12 лет.

Ссылка на комментарий

 

 

Прогиб составил 12-13 мм. Ага, все-таки сферы комфорт имеют повышенное давление

 

Блин, сорри, нифига не понимаю, как с бОльшим давлением может давать бОльшую просадку от одного и того же веса???

Т.е. со сферами комфорт передняя часть при загрузке 70 кг-ми просела на 2-3 мм больше. А если, чисто теоретически, накачать 100 бар?? 150? Вообще передок на отбойники ляжет от 70 кг???

Парадокс или в школе физику не надо было прогуливать.... В чем же прикол то?? :scratch_one-s_head:

ab226445.gif

VF7DCRFNC76228441

Ссылка на комментарий

накачать 100 бар?? 150? Вообще передок на отбойники ляжет от 70 кг???

Вы наверное путаете давление в стойке с начальным (заправочным, тарировочным) давлением в сфере. Первое зависит только от веса, от второго зависит статическая мягкость.

Если сфера заправлена на 100 бар (в стойке как раз около этого), то мембрана не прогнется, а клиренс прежний. Вернее, будет еще мягче прогибаться при сжатии, а на отбое в стойке появится вакуум и удар. Поэтому бесконечно повышать заправку азотом нельзя. Или одновременно увеличивать объем сфер, как это делалось на старых мягких СХ. У них объем сфер был 500 мл, на ХМ и Ксю 400 мл, у нас 375. Тенденция к управляемости, а, значит, к жесткости.

Мягкость прямо зависит от количества азота, т.е. или от заправочного давления при данном объеме сферы, или от объема сферы при данном заправочном давлении. Подключая доп. сферу в ГА3+ мы увеличиваем общее количество азота и становится мягче.

 

как с бОльшим давлением может давать бОльшую просадку от одного и того же веса???

А если от обратного, уменьшать давление в сфере? Меньше азота - мягче? Тогда, в пределе, вообще без азота будет бесконечно мягко? Зачем он тогда нужен?

С5-II, ГА-3, 2,0 RFJ (EW10A) 2007г МКПП. До него Xantia 1,9D 1994г была 12 лет.

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...