Gogs Опубликовано 6 декабря, 2010 Поделиться Опубликовано 6 декабря, 2010 С покупкой машины прошлой зимой задался вопросом: а собственно почему в такой замечательной, напичканной всякими удобными фишками машинке, нету такой простой и очевидной вещи, как подогрев руля??? Через час, проведенный в поиске информации, понял - вещь не такая простая, и не такая очевидная. Из популярных машинок уровнем ниже бизнес-класса этой опцией может похвастаться Опель Корса, причем почему-то в более старшей Астре этой опции уже нет ни за какие деньги. Вывод напросился сам собой: руки мои, и греть их придется самому. Год пролетел незаметно, совершенно неожиданно (а как же еще???) наступила зима! На улице -20, заводим, смахиваем снег, садимся (как выяснилось - в ледяное кожаное сиденье, но о ремонте подогрева на форуме уже сказано достаточно, на это ушел первый зимний вечер), и хватаемся руками за ледяной руль. Хорошо хоть, в отличие от многих других машинок, дефлекторы в торпедо можно направить на руль, и через каких нибудь пару минут замерзающие руки начинают оттаивать на теплом ветерке. Но до этого момента - руль перекидывается из руки в руку, как картошка из костра. Желание облегчить себе жизнь вспыхивает с новой силой! Итак, наконец то дошли до дела :) Снимаем руль (не раз описано на форуме), смотрим на осиротевшую рулевую колонку. Странно, но на ней есть абсолютно не нужный прямоугольный вырез около "улитки", а на баранке с обратной стороны есть углубление в форме кольца шириной около 1см. Единственное объяснение - на какой то из моделей PSA с этими деталями рулевой есть подогрев, с подведением питания через скользящие контакты, как я и собирался делать! Интересно, но для нас это означает небольшое облегчение жизни, ибо меньше переделывать. Самое сложное (а точнее просто муторное) заключается в том, что надо снять с руля кожу, сделать, собственно, подогрев, и одеть кожу обратно. У меня этот процесс усложнился еще тем, что на версии Exclusive руль с подложкой (трогал кожаный руль от простой версии, он твердый, если постучать по коже, аж звенит), а подложка приклеена и к коже и к ободу руля, при этом очень непрочная, и легко рвется. Но приноровившись, я все таки стянул шкуру с руля с минимальными повреждениями подложки (по окончании сборки убедился, что они совершенно незаметны). В принципе все просто - разрезаешь центральную (стягивающую) нить с шнуровки, удаляешь ее, и аккуратно отклеиваешь кожу. После снятия удаляем с обода остатки клея, и получаем приятный на ощупь пластиковый руль (пластик очень хороший, мягкий и цепкий). Далее нам понадобятся: проволока медная лакированная, 0.2мм, длина обмотки - 7-8 метров. Провода многожильные сечением 0.75, 2 маленьких винтика, гайки к ним, паяльник, флюс, припой, двухсторонний текстолит тонкий (0.5) или листовая медь/латунь, изолента, капроновая нитка (как на руле), иголка, клей "момент", суперклей, , токопроводящая смазка (графитная). Руль размечаем маркером для аккуратного наматывания проволоки - верхнюю дугу (от шва до шва) я сделал с шагом 2.5см, от шва вниз 25 витков с шагом 1см, дальше (нижняя дуга) шаг примерно 1.5см (точно не помню, но в итоге должно выйти примерно 77 витков - длина 1 витка около 9см, в сумме будет 7-8м проволоки). Окружность руля - около 118см. Нужно это для того, чтобы руль подогревался целиком, но первыми оттаивали основные ухваты для рук (в принципе это индивидуально, но я за руль в основном держусь в районе верхних спиц, ниже швов). В нижней спице (я делал в правой, без разницы, в нижней - потому что там меньше хватают руками и соответственно ниже нагрузка) сверлим 2 отверстия для вывода концов проволоки. Если открутить "клавиши" клаксона, то понятны места сверления - справа и слева от "пенька" контакта, сверлить горизонтально (там тонкий пластик в этом месте. На верхних спицах я сделал "петельку" из проволоки, чтобы их тоже грело. Там, где проволока не держится сама, ее приклеиваем изолентой, также я обернул 1 раз изолентой по внешнему краю руля, чтобы витки не сползли в ходе натягивания кожи. Впоследствии изолента никак не заметна, но жизнь облегчит. Важный момент - проволока очень тонкая, и работать с ней надо аккуратно, ни в коем случае не заламывать ее, дабы не поиметь проблемы в будущем. В местах швов по краям верхней дуги я сделал надрезы на пластике, чтобы избежать этих перегибов, и плавно опустить проволоку на дно углубления под шов, и потом поднять ее оттуда. Перед началом намотки важно качественно спаять зачищенный конец нагревательной проволоки с обычным проводом, а место пайки (если сделать ее аккуратно) как раз втыкается в просверленную около нижней спицы дырку, так что изнутри руля точит провод, а снаружи проволока. В конце делается то же самое, небольшой запас (4-5см) рабочей проволоки укладывается изгибом на спице. В итоге мы имеем обмотанный проволокой руль, а внутри торчит 2 провода длиной сантиметров по 20. Меряем сопротивление нашего нагревателя - примерно расчетные 4Ом, у меня получилось 3.9Ом. В центральной части руля, где голый алюминий, сверлится дырка, в которую закручивается винтик, он прижимает один из проводов к каркасу руля (он выполняет роль "земли", так как насажен на вал рулевой колонки). Со вторым проводом сложнее - из листовой меди/латуни изготавливается кольцо, по форме углубления в баранке сзади (диаметров около 11см, ширина кольца около 1см). Я делал его из двухстороннего текстолита, но это гемор, поскольку придется соединять две стороны перемычками. В общем лучше из листового металла :) В этом кольце вы увидите углубление, понятия не имею зачем оно там. Причем оно есть и изнутри руля, практически готовая дырка. досверливаем ее, просовываем наш провод, припаиваем его к кольцу, кольцо суперклеем клеим у рулю. В итоге у нас есть контактное кольцо на руле, провод выведен внутрь. Провода внутри раскладываем вместе с проводами клаксона, благо зажимы там большие. Натягиваем нашу шкурку обратно на руль, приклеиваем кожу к спицам, зашнуровываем как было, и собственно руль готов :) Еще раз проверяем сопротивление, уже между каркасом руля и контактным кольцом. Должно быть точно как в предыдущем шаге, значит все спаяли качественно. Кольцо намазываем смазкой, дабы не скреблось об наш скользящий контакт, не искрило, и вообще все было культурно. Теперь на очереди рулевая колонка. Нам понадобятся: обычный провод 0.75, тонкая металлическая пластинка, предохранитель на 10А (на эту тему подробнее дальше), выключатель маленький черный, с циферками I-0, самый распространенный на радиорынке, выдерживает (по маркировке) 5А при 230В и 10А при 110В. Из металлической пластинки делается контакт, который будет скользить по нашему кольцу. Я сделал его в виде кольца, согнутого из узкой полоски, на одном из концов полоски ответвление буквой Г, отогнутое в сторону (оно приклеивается к подрулевому переключателю), концы полоски стянуты винтиком с гайкой, он же зажимает конец провода. Делаем по месту, в принципе там все понятно. Провод от этого контакта у меня идет к предохранителю (плавкий на 10А, в держателе-капсуле "на провод"), но его можно не делать, если у вас нет фаркопа. У меня его нет, но этот ньюанс я обнаружил уже после завершения работы над рулевой колонкой. От предохранителя (или сразу от контакта) провод идет к выключателю. Выключатель я врезал в пластиковый кожух рулевой колонки прямо за "ухом" круиз-контроля. Место там под него очевидное, главное чтобы выключатель не уперся в основание круиза. От выключателя провод идет вместе со жгутом проводки от подрулевого, и выводится к компу за водительским бардачком. Теперь смотрим на верхний блок предохранителей, там где подогревы и электроприводы сидений. Пятый справа предохранитель (а точнее место под него) - для подключения прицепа. За неимением оного место пустует, но разводка есть. Припаиваем наш провод к проводу из этого разъема, вставляем туда предохранитель на 10А, и вуаля... Все не работает :) Почему - да потому, что самая на мой взгляд очевидная вещь - нормальная "земля" на валу руля на практике отсутствует :) вал контачит с каркасом рулевой колонки через смазанные подшипники, которые работают изоляторами. Ну да это не беда, берем наш обычный провод 0.75, сдираем изоляцию с куска сантиметров 20 длиной. Смотрим на колонку снизу, видим "зазубренный" вал, по бокам которого ажурная конструкция рулевой колонки. получившийся из провода пучок медных жил пропускаем поперек через 2 дырки на этой конструкции, так чтобы он прилегал к валу (вал как бы отодвигает пучок, не дает ему быть натянутым прямо). Все это смазываем графитной смазкой, и получаем хороший скользящий контакт. Земля в наличии, заводим, включаем, через минуту чувствуем ощутимое тепло руля, особенно в местах основных ухватов. Приятный бонус - в теплом гараже включенный обогрев нагревает руль до состояния "даже слишком теплый, почти горячий", и дальше не нагревается. Причиной тому отвод тепла каркасом руля, и увеличившееся сопротивление (вследствие нагрева проволоки), что приводит к уменьшению мощности. Точка равновесия удачна, и забытый включенным обогрев не превратит руль в гриль. Мои мысли насчет таймера или температурного датчика отпали сами собой за ненадобностью. Расчетная мощность обогрева = U^2/R = 15*15/4=56.5Вт. Что касается времени прогрева на морозе - завтра засеку, поделюсь :) Итак: Утром (-5) хронология следующая: 1мин - Руль в местах хватов прохладный, но гораздо теплее чем был. Верхняя и нижняя дуга холодные. 2мин - Места хватов комнатной температуры, дуги прохладные. 3мин - Места хватов еле теплые, дуги прохладные. 5мин - Места хватов уже греют руки, дуги комнатной температуры. Воздух из печки становится еле теплым, обычно в этот момент я начинал отогревать на дефлекторах окоченевшие руки. Постепенно места хватов нагреваются до максимальной температуры, дуги становятся слегка теплыми, нагрев останавливается в точке баланса. Собственно за первые 2 минуты я успел смахнуть с машины тонкий рыхлый снежок, и соответственно поехал с уже теплым рулем. То, что дуги нагреваются дольше, не мешает, поскольку перехватывать при езде их не неприятно, они лишь слегка прохладные, а тепло хватов нужно скорее чтобы отогреть замерзшие на улице руки. P.S. - делал один, фотика нет, телефон грязными руками не хотелось пачкать... Так что если кому интересно - могу сфотать результат, по процессу помогу объяснениями, если вдруг кто захочет повторить. ZUB C5 и Алекс Патон 2 Ссылка на комментарий
Gogs Опубликовано 27 февраля, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 27 февраля, 2012 (изменено) Итак, в свое время в техничке я выкладывал описание своего подогрева руля, но фоток я тогда не делал, да и вариант был изначально временный. Родная кожа на пятачке страдает от "целлюлита" - случилась эта беда у моего коллеги, у меня, о ней даже в ЗаРулем писали мельком (причем про С5-III). Ко всему прочему было желание сделать руль перфорированным (в надежде облегчить жизнь летом), двухцветным (питаю страсть к контрастным интерьерам), и с немного другой конструкцией подогрева (об этом поподробнее). Небольшие вводные данные: у меня комплектация Эксклюзив, а посему руль не просто обтянут кожей по пластику, а имеет "жировую прослойку" из чего-то вроде неопрена, толщиной чуть больше миллиметра, которая намертво приклеена к коже изнутри. Благодаря этому руль очень мягкий на ощупь, гораздо приятнее, чем рули без подкладки (в частности держал в руках простой руль от С5 на разборке). Почему это важно, будет видно на фотках. С теорией закончили, а теперь - слайды! :biggrin: Снимаем штатную обшивку. Видим: 8 метров медной проволоки 0.2мм (подогрев руля v.1.0), прорези над хватами для шва, соединяющего верхнюю дугу с остальной кожей, и некоторые бонусы, добавленные мной к машинке: 1. Слева супер-кредл для моего HTC EVO 3D, без дурацких "зажимов" и с фиксированным гнездом зарядки, все провода убраны под обивку, блок питания также спрятан и врезан в проводку, без прикуривателя. 2. Справа у магнитолы пуль управления громкой связи "Parrot MKI9100". После нескольких дней экспериментов мне удалось заставить его почти как штатный хендсфри, которого мне не досталось, увы. Самый большой бонус - теперь слушаю mp3 с флешки. Ну и качество громкой связи супер, плюс голосовое управление. Слева от руля видно его экранчик. 3. Дефлекторы и рамка экрана перекрашены в белый матовый, в тон кузову (об этом в конце весны, пока не готово :rolleyes: ). Центральный дефлектор пока обтянут пленкой (оценивал стоит ли красить), позднее покрашу. А на этой фотке хорошо видно, почему не получится просто обтянуть кожей без подкладки, даже если бы я не хотел сохранить мягкость руля. Спицы имеют небольшую ступеньку, на них подкладки пожалели. Еще одна проблема наличия подкладки - она приклеена к коже, оторвать ее нереально (только порвав на мелкие кусочки), поэтому первый подогрев я мотал прямо на руль, и от кожи его отделяла теплоизолирующая прослойка. Соответственно, подогрев тратил кучу ненужной энергии на нагревание пластика руля, что уменьшает скорость нагрева кожи. Хорошо хоть пластик этот тоже пористый и мягкий. Мощности примерно в 80-90Вт хватало на то, чтобы за минуту-две в -20 "растопить" руль из состояния ледышки до прохладного, но хотелось бы и руки отогреть после отряхивания машины от снега... А для этого ждать придется уже минут 5. Но выход есть всегда, и вот он герой дня - толстый двухсторонний скотч! Он весьма похож на ту пенку, что стоит штатно, плюс имеет клеящий слой, что очень облегчает жизнь. Клеим его на руль, обматываем точно рассчитанным количеством проволоки, а поверх заматываем сантехнической ФУМ-лентой. ФУМ-лента хороша тем, что имеет исчезающе малую толщину и соответственно не вылезет "ребрами" из под кожи. Ну и теплу проходить мешать не будет. Проволока же утапливается в скотч практически заподлицо, и опять же не видна и не прощупывается после обтяжки. Как говорится, мир держится на трех слонах, три слона на черепахе, а черепаха - на скотче :dirol: Поскольку руль будет двухцветным, надо добавить нижнюю дугу, иначе будет не комильфо. Поэтому режем канавки под швы нижней дуги, аналогично верхним: А вот и наша шкурка. Честно говоря, это самый сложный элемент всей конструкции. Дело в том, что штатная оплетка растянута до безобразия, и с нее удалось сделать лишь примерный макет будущей шкурки. В итоге первую попытку я запорол, а со второй пришлось очень долго возиться, подгоняя форму "ушей" для спиц. Плюс ко всему я хотел контрастный шов (черным по белому и белым по черному), поэтому пришлось очень аккуратно делать швы - их отлично видно. Вдобавок темная кожа погрубее, чем светлая, что усложняет процесс подгонки форм. Почему кожа разная: светлой кожи я купил полшкуры (2.38м2, 3450р) с прицелом на сиденья (буду делать вентиляцию), поэтому она мягкая и легко тянется. Но в местах основного хвата на руле очень сильное истирание, поэтому туда нашел маленький кусок кожи посерьезнее, чтобы потом не протереть до дыр. Она тянется куда сложнее, и натягивая ее на спицы я стер себе все пальцы. Вот как то так выглядит шов и кожа вблизи. Узелки с изнанки обязательно скрепляются клеем момент, поскольку капроновая нитка ужасно скользкая и легко развязывается, а нагрузка при стягивании будь здоров. Сам руль перед обтяжкой (сорри за качество, недосмотрел...). Подогрев сделан по всей поверхности, включая спицы со всех сторон. Нити подогрева разделены на четыре сектора: верхняя дуга, нижняя дуга + нижние спицы, основные хваты + верхние спицы. Сделал раздельными не случайно, хотелось решить 2 проблемы. Во-первых, угадать с теплоемкостью разных мест довольно непросто, поэтому проще будет настроить баланс нагрева уже потом, на готовом руле, чтобы получить равномерно нагревающийся руль без "горячих точек". Ну и во-вторых при наличии разброса в нагреве разных мест появляется другая проблема - часть руля уже горячее, чем хотелось бы, а часть еще холоднее. На первой версии подогрева у меня очень слабо грелась верхняя дуга, я недооценил ее теплоемкость (на первой фото видно, что на верхней дуге проволока намотана реже, чем на хватах). Проволока, кстати, другая. Из-за изменения схемы подогрева была заменена на 0.3мм, длины секторов также изменены. Вот так я ушел от попадания проволоки на ступеньку, чтобы ее не перетерло со временем. Все дефекты ФУМ-ленты на этой фото временные, перед обтяжкой, естественно, были удалены. Делаем на совесть! Потом говорим "Абра-кадабра!!!" (и целый день насмерть стираем руки и гнем спину) и получаем вот такую красоту: Если приглядеться, можно рассмотреть проводку подогрева (синий и бледно-красный провода под колодкой клаксона). А вот вид сзади, тут видно контактное кольцо подогрева руля (по нему идет +12, минус по оси руля) Поздравления принимаются, конструктивная критика приветствуется, на вопросы с удовольствием отвечу. P.S. собственно новый подогрев еще не включал, сегодня вечером будет первый запуск (надо распаять провода и отбалансировать нагрев). P.P.S. за опрос не пинать, хочется почувствовать себя уникальным, всеж три дня мучался :lol: Изменено 27 февраля, 2012 пользователем Gogs Brett, Алeкс, fylhtq012 и 6 других 9 Ссылка на комментарий
Gogs Опубликовано 28 февраля, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 28 февраля, 2012 Насчет белых ниток - я эксперимента ради штатную оплетку в версии 1.0 затягивал белыми нитками, за год с лишним не затерлись особо, почти как новые. На крайняк ватку с отбеливателем и вперед))) Нагрев зон балансировать двумя способами - можно их подключать по разному (последовательно/параллельно и в разных комбинациях), а можно на какие-то зоны поставить ШИМ-контроллер с плавной регулировкой. После этого экспериментальным образом подобрать регулировку. Вчера не дошел, каюсь :) За выходные так задолбался, что видеть уже этот руль не могу))) Шов вроде называется "макраме" такой, штатный такой же. Делается достаточно просто - вначале оплетка прошивается на машинке по периметру (на фотке видно где она не надета еще), а потом зигзагом стягивается еще одной ниткой. Самое сложное - продевать и затягивать последнюю нить так, чтобы получился ровный зигзаг, а не хрен знает что :biggrin: Ссылка на комментарий
Gogs Опубликовано 8 марта, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 8 марта, 2012 Можно в принципе все сделать по подогреву, а на перетяжку отдать специалистам. Они около 3-5 тыс просят за это, в зависимости от наглости))) Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения