Перейти к содержанию
Ситроен Клуб

Мертвец / Dead Man


Hypnotic Spector

Рекомендуемые сообщения

Путешествие смертельно раненого однофамильца поэта Вильяма Блэйка с индейцем по имени Никто можно рассматривать с десятков возможных граней трактования — столько аллегорий можно найти, пожалуй, только в еще нескольких картинах.

 

Безусловный шедевр, в котором все на своем месте — и четкая, безукоризненная жесткая режиссура, и прекрасная операторская работа, построенная на словно выхваченных из бытия моментов, и великолепные актеры, и отсутствие цвета.

 

Изображение

Изображение

 

очень хорошо написал один поклонник Джармуша:

Знаете, друзья, обычно любой отзыв к Dead man начинается со слов «Это гениально!» и заканчивается безальтернативной оценкой «10/10». Собственно говоря, больше слов и не надо, ибо это самая объективная и короткая оценка в мире, с которой можно начать и эй же закончить. Однако на вопрос «Почему?" я очень долгое время не мог найти ответа, чувствуя себя, как баран из присловья про новые ворота, то бишь немного по-идиотски. Например, это то же самое, что если бы меня попросили разъяснить: почему дважды два — это все-таки четыре, а не пять или, скажем, десять. Нелепо? Да не то слово, поэтому писать о Dead man в общепринятой манере я не буду, а начну, пожалуй, как-то оригинально. Например, с конца…

 

РАЗВЯЗКА. Глубокий философский смысл подчеркивает резкий переход к далеким морским волнам, краски которых постепенно бледнеют и сливаются с небом. В этой бездне виден уплывающий и в тоже время приближающий Вильям Блейк. Его взор печален, и он не знает, что ждет его в будущем. Он даже не в силах из-за потери крови помочь своим криком (или шепотом) индейцу Никто. Он остался один, сам, не ведая того — стал никому не нужным мертвецом, и, наверное, недели через три, когда отменят большой куш за его голову, мало кто вспомнит простого бухгалтера в смешном костюме, который задолго до своей смерти был забыт другими людьми. По сути его оценили по достоинству (как опасного рецидивиста или как талантливого писателя) лишь по велению судьбы. На что бы Чак Паланик, наверное, написал: «Кругом царит космическое безмолвие. Такое ощущение, что ты — дрессированная обезьянка-астронавт. Чему тебя научили, то и делаешь: потяни за рычажок, нажми на кнопочку. И вот — ты уже покойник».

 

КУЛЬМИНАЦИЯ (если она есть). Он словно центр мира, его животворное начало, в котором сливается воедино жизнь и смерть, свет и тьма, черное и белое, как две стороны одной медали. Он — почти призрак, готовый раствориться во тьме. Прочно стоящая фигура, освещенная холодноватым рассеянным светом. Лицо спокойно и открыто. Клетчатый костюм и теплая шуба удобны и элегантны, но между тем наряд слишком театральный и для чопорного Кливленда, и для мрачного Города Машин. Но особую живость ему придает жест рукой, взводящий револьвер:

- Это вы Вильям Блейк?

- Да… а вы читали мои стихи?

…. И два выстрела.

 

ДЕЙСТВИЕ. Картина Джармуша «Мертвец’ удивила многих. Здесь все — маскарад, игра, живописная фантазия. В ней режиссер говорит о трудном и долгом пути несчастного скитальца, охваченного разочарованием и безысходностью, и вынужденного после безуспешного поиска работы и череды случайностей, называемой «Это судьба», скрываться в незнакомом городе от бандитов. Причем самое главное, Блейк — не единственный герой этой истории. И хотя именно на нем завязаны все события, развивающие вокруг него, это история нескольких людей: жадного богача Диккенса, двух копов, трио безжалостных убийц и мудрого индейца Никто. Каждого привело к Блейку нечто важное: будь это поэзия или вознаграждение.

 

Черно-белая копоть придала полотну сумрачный, ночной колорит, а романтическое настроение дали яркие герои (в особенности персонаж Джонни Деппа), гитарные мотивы и безумно лиричное название «Мертвец». И это лишь усиливает воздействие атмосферы. Подача режиссера настолько завораживает, что, кажется, будто это локальная «в трех березках среди трех скал» история способна раздвинуться до вселенских масштабов.

 

ЗАВЯЗКА: Иногда этот мир наполнен пронзительно печалью, иногда — нежностью и теплом. Вильям Блейк лишился жизни: без родителей, без жены, с письмом в руках на другой конец железнодорожного пути в поисках работы. Несколько строчек убористым почерком — и вот в смешном прикиде, застенчиво прижимая к себе чемодан, он скромно сидит перед замызганным стеклом поезда, вдыхает нечистоты и сам того не ведая, готовиться найти свою могилу.

 

ЭКСПОЗИЦИЯ. Помните те первые слова после пятиминутного молчания слегка придурковатого машиниста в исполнении Криспиана Гловера: «Посмотрите в окно, словно вы по реке плывете, верно? А позже ночью вы лежали, смотрели в небо, и поток в голове был не отличим от потока перед глазами. И вы подумали про себя: почему все движется, а лодка стоит?"

 

Удивительно, но эти начальные слова стали, пожалуй, тем самым послесловием, которое при первом просмотре неуловимо ускользнет от вас. Загадка фильма истолковывается просто. Джармуш рассказывает свою историю, как по нотам, сохраняя композицию, но при повторном просмотре из-за полунамеков, подтекстов она воспринимается совсем по-другому: как будто раскручивается вспять, начиная с конца.

 

Таким образом, Джармуш в «Мертвеце» ведет разговор о высоком предназначении человека, который превращает живую историю в бессмертные образы. Может поэтому «Мертвец» был намеренно снят в черно-белом стиле, как бы напоминая о бесконечности времени и пространства?

 

Резюме: «Пусть наши имена станут примером для потомков» — звучит эхо «песчинки» ушедших веков. Это гениально. Аплодисменты, занавес.

от себя:

 

Этот фильм обязательно надо посмотреть. Смотреть нужно в небольшой компании и только под пиво. Если ещё и вечером, без света в комнате... Это шедевр, но как и все фильмы Джармуша - сложный, тяжелый фильм.

 

ЗЫ. "Табак есть?" (с)

Изменено пользователем Hypnotic Spector

Дьявол предлагал подписать котракт кровью, но я отказался - не хочу иметь дело с тупым рогатым бычьём

Ссылка на комментарий

а вообще кто нибудь понял как балабанов своего брата 1 под мертвеца заделал?

назвался другом-запомни, назвали другом-забудь

/Б.Франклин/

 

пока мы недовольны жизнью, она проходит

Ссылка на комментарий
Yushechka, да нуууу, ИМХО "Брат" совсем другое кино. Сценарии даже рядом не стояли, а вот относительно рижессуры и операторской работы... что-то есть... но Опять же ИМХО уровень совсем другой.

Дьявол предлагал подписать котракт кровью, но я отказался - не хочу иметь дело с тупым рогатым бычьём

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...