Перейти к содержанию
Ситроен Клуб

20 летие полета БУРАНА


master911

Рекомендуемые сообщения

Поздравляю всех, кто имел к этому какое-то отношение. Думаю, так или иначе 20 лет назад в подготовке полета прямо или косвенно участвовало пол страны -СССР.

Это был великий проект и жаль, что от него остались одни воспоминания и сами корабли (птичка, как мы их называли тогда) в качестве музеев.

Даю ссылку на статью в номере "Новости космонавтики", где описан старт корабля. Рекомендую прочитать, на мой взгляд это очень интересно. Там дан текст в номере без окончания, попробую сокращенно описать последующие этапы полета.

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content...rs/310/37.shtml

 

Далее (тоже сокращаю):

"В зале по заведенной традиции ни шума, ни восклицаний. В соответствии с жестким указанием технического руководителя пуском Б.И.Губанова все присутствующие на командном пункте остаются на своих рабочих местах - только у ракетчиков горят глаза. Под столом пожимают друг другу руки - задача носителя выполнена. Теперь все дело за кораблем.

К слову, воспоминания моего друга, В.Ермолаева (я с ним встречался в этом году в во время поездки в Питер, да и его рассказы уже публиковал) "Группы оцепления из степи постепенно втягивались на еще горячий старт. Куски бетона, арматуры, закрученные металлоконструкции, сорванная теплозащита заправочных магистралей - первое что бросилось в глаза... И парящий бетон."

 

Через 3,5 минуты "Буран" в апогее своей троектории, находясь в положении "лежа на спине", выдал первый 67-секундный корректирующий импульс, получив приращение орбитальной скорости 66,7 м/с и оказавшись на промежуточной орбите с высотой перигея 114 км и апогея 256 км. Управленцы на Земле вздохнули с облегчением6 "Будет первый виток!"

...

На втором витке вне зоны радиосвязи "Буран" начал готовиться к посадке: в 07:31:50 с магнитной ленты бортового магнитофона перегрузилась оперативная память бортового вычислительного комплекса для работы на участке спуска и посадки, и началась перекачка топлива из носовых баков в кормовые для обеспечения требуемой посадочной центровки.

... в космосе орбитальный корабль построил ориентацию для выдачи тормозного импульса, снова повернувшись в положение «спиной» к Земле и хвостом вперед и вверх. В 8:28, находясь над Тихим океаном в точке 45гр.ю.ш. 135 гр.з.д., в зоне видимости кораблей слежения, он на 158 сек включил один из двигателей орбитального маневрирования для выдачи тормозного импульса 162,4 м/с. После этого этого корабль построил посадочную («самолетную») ориентацию, развернувшись «по полету» и подняв «нос» . Снижаясь, в 08:48:11 корабль прошел высоту 120 км.

Вход в атмосферу (Н=100 км) произошел 08:51 со скоростью 27330 км/час.

Погода в районе аэродрома посадки по прежнему не улучшилась, дул ветер 15м/с, с порывами до 20м/с, но облегчало положение то, что он был почти встречный под углом 36гр.

08:53 огненной кометой «Буран» прошел высоту 90 км, 08:55 – 80 км, 9:06 -65 км.

В процессе снижения корабль для рассеивания кинетической энергии сделал своеобразную «змейку», одновременно реализуя боковой маневр.

Именно в этот момент маневра с крыла на крыло (скорость перекладки достигала 5,7 гр/сек) в поле бортовой камеры слежения падающий в межкабинном пространстве сверху вниз предмет, заставивший понервничать некоторых специалистов на земле: «Ну все, корабль начал разваливаться!»

На участке аэродинамического торможения датчики в носовой части фюзеляжа зарегистрировали Т=907 гр. С, на носках крыла 924.

Послеполетный анализ показал: в диапазоне высот 65-20 км фактическое значение коэффициэнта подъемной силы постоянно превышало расчетный на 3-6%. Т.е. проще говоря «Буран» летал лучше, чем от него ожидали.

Границу аэроузла «Ленинский» орбитальный корабль пересек за 108 км на высоте 30 км.

Направление ветра в районе аэродрома «Юбилейный» переданное на борт корабля, обусловило приведение корабля на восточный цилиндр рассеивания энергии и заход на посадку. В 09:19 «Буран» вошел в прицельную зону на высоте 20 км с минимальными отклонениями. При выходе в «контрольную точку» с высоты 20 км «Буран» заложил маневр, повергший в шок всех находившихся в ОКДП. Вместо ожидавшегося захода на посадку с юго-востока с левым креном корабль энергично отвернул влево, на северный цилиндр выверки курса, и стал заходить на ВВП с северо-восточного направления с креном 45 гр. На правое крыло.

Послеполетный анализ показал, что вероятность выбора такой троектории была менее 3%, однако в сложившихся условиях это было самое правильное решение бортового компьютера корабля!

PS

Беспилотный полет «Бурана» с автоматической посадкой остается уникальным уже 20 лет - Шаттлы по-прежнему садятся вручную. А с учетом объявленного завершения их эксплуатации и разработки спускаемых аппаратов капсульного типа можно смело утверждать, что достижения «Бурана» будут еще недосягаемыми еще десятки лет

 

Ура всем, кто ковал нашу победу!

Вечером в рюмочной можно за это поднять стакан.

Изменено пользователем master911

Настоящему индейцу завсегда везде ништяк!

Ссылка на комментарий

Каток, спасибо что читаешь мои космические опусы. Видел, (по постам) что силен в радиотехнике, (для меня это часть науки из области шаманства - руками-то потрогать низзя!), тоже поди что-нибудь делал для космических побед? И вообще, кто что-нибудь помнит в этот день полета "Бурана"?

Я его так очень хорошо помню. Правда сидел в Москве, не на полигоне. Но полет по монитору наблюдал он-лайн, как говорится, от - и до... У меня тогда еще не то что Ситроена, Жигулей еще не было. Но счастье было очень большое: "Я в этом принимал участие: головой, руками, ногами, здоровьем!"

Изменено пользователем master911

Настоящему индейцу завсегда везде ништяк!

Ссылка на комментарий

Я в этом не сильна,и тем более не принимала непосредственне участие в запуске, но я ,может быть отдаленно и косвенно причастна ктому времени , и меня до сих по распирает чувство гордости за первые запуски и первые полеты. И тем более за "Первых" людей, которые были к этому причастны!

Если я сказала не брала - значит не отдам!
Мои действия не требуют аргументов, когда я говорю: "Потому что я так хочу!"

fa25efaa3669t.jpg

Ссылка на комментарий

NataLi,

Иногда люди и не знали, что работают на космос. Производили специальные ткани, металл, керамику, различные, как казалось с первого взгляда "ботанические" тематики двигали, а на самом-то деле все шло в копилку успеха.

Космос сейчас - это одна из приоритетных тем, которая может как огромный КАТОК (не путать с киевсим) вытянуть всю экономику страны на новый уровень.

Кризис случится в Америке, когда все будут летать только на нас (РФ -р/носителях), ездить на наших авто, пользоваться российсой навигационной техникой, а их яблочный электронный пирог будет стоить у нас не более 1000 рублей. Вот тогда Америке точно будет кирдык! А не тогда, когда ввозные пошлины нам на импортные авто поднимают.

Настоящему индейцу завсегда везде ништяк!

Ссылка на комментарий

Venom, - поздравляю!

В "Молнии" работал? Там очень хорошие ребята трудились, разносторонне одаренные. И дело делали, а уж на гитаре играли!,,

Настоящему индейцу завсегда везде ништяк!

Ссылка на комментарий

А я помню наше предприятие и я сам принимал участие в разработке и изготовлении энергообеспечения Буран-Энергия,часто бывал в командировках в Подлипках,во Фрязино,в Химках на заводе Лавочкина.

Не хочу Не могу Не смирился, Я в душе все границы сотру
Я в Советском Союзе родился И в Советском Союзе помру. 0871fde0709f1bd37b3b012eb22a4583.gif  q31sr.png

Ссылка на комментарий

master911, Примерно так работали в 70-80х.

 

Изображение

 

Изображение

Изменено пользователем <VEB>

Не хочу Не могу Не смирился, Я в душе все границы сотру
Я в Советском Союзе родился И в Советском Союзе помру. 0871fde0709f1bd37b3b012eb22a4583.gif  q31sr.png

Ссылка на комментарий

<VEB>,

по-моему на столе это зарядное устройство для аккумулятора, или просто выпрямитель. Да-а... А запах канифоли! Теперь все на скрутках, а ведь в то время нужно было контакт пропаять.

И культура производства - обратите внимание - в белом халате! Вот что значит поставленная система контроля качества. Теперь ее восстанавлиают. Да где там без людей с опытом! Опять надо растить. <VEB>, а может вернешься, наставником? Не лудить-паять конечно.

Настоящему индейцу завсегда везде ништяк!

Ссылка на комментарий
master911, Эт не зарядка,это ПТС 250/1000 использовался в ВПК СССР,шёл за приёмкой ПРКК(пилотируемый ракетнокосмический комплекс) ,тройная приёмка: ОТК,ВП и ПЗ. эт ни хухры-мухры. Качество было навысоте и всё летало куда надо,а щас всё больше падают. Ток вот што обидно,там где я 27 лет отработал щас торговый центр,кятайское барахло продають,куды возвращаться? Изменено пользователем <VEB>

Не хочу Не могу Не смирился, Я в душе все границы сотру
Я в Советском Союзе родился И в Советском Союзе помру. 0871fde0709f1bd37b3b012eb22a4583.gif  q31sr.png

Ссылка на комментарий

 

Каток, спасибо что читаешь мои космические опусы. Видел, (по постам) что силен в радиотехнике, (для меня это часть науки из области шаманства - руками-то потрогать низзя!), тоже поди что-нибудь делал для космических побед? И вообще, кто что-нибудь помнит в этот день полета "Бурана"?

Я его так очень хорошо помню. ....

Я тоже помню хорошо. Довелось быть недалеко от разработки системы автоматической посадки Бурана. И хотя сам не принимал участия, но знаю как устроена, принцип работы. Вообще, вся система автоматического управления для него проектировалась на Хартроне, в Харькове. И наши ребята из ХИРЭ там участвовали. А позже я работал в структуре НПО Энергия, недолго правда. "Каскад" был такой, если кто помнит. ... Интересные были времена!

Изображение

 

LIFE IS SHORT. RIDE HARD._________________

Первым делом будем портить самолёты!...

 

Ссылка на комментарий

Я тоже помню ... Интересные были времена!

 

Ага,это точно, слышал про Хартрон,всёэто было засекречено. Вот только щас всё больше Лохотрон разрабатывают.

Не хочу Не могу Не смирился, Я в душе все границы сотру
Я в Советском Союзе родился И в Советском Союзе помру. 0871fde0709f1bd37b3b012eb22a4583.gif  q31sr.png

Ссылка на комментарий

Ага,это точно, слышал про Хартрон,всёэто было засекречено. Вот только щас всё больше Лохотрон разрабатывают.

На Хартроне разрабатывались системы управления практически для всех советских ракет, от "воздух-воздух" начиная. Они и сейчас по профилю работают. Может, правда, объемы уже не те, но школу сохранили, и на плаву.

 

P.S. А я фотками похвастаться не могу - нельзя было фотики проносить. Режим был нешуточный.

Изменено пользователем Каток

Изображение

 

LIFE IS SHORT. RIDE HARD._________________

Первым делом будем портить самолёты!...

 

Ссылка на комментарий

 

P.S. А я фотками похвастаться не могу - нельзя было фотики проносить. Режим был нешуточный.

 

Да и у нас был строгий режим, но фотали официально в дни субботников,или праздников,для внутреннего стенда, для местной малотиражки,для служебного пользования. Потом после развала остались архивы,ну и растащили фотки каждый свои.

Не хочу Не могу Не смирился, Я в душе все границы сотру
Я в Советском Союзе родился И в Советском Союзе помру. 0871fde0709f1bd37b3b012eb22a4583.gif  q31sr.png

Ссылка на комментарий

master911, Venom, <VEB>, Изображение

Я от всей души Поздравляю Вас с таким знаменательным событием! Изображение

Удачи Вам во всем!!! Хорошо отметить и достичь новых вершин! Изображение

Если я сказала не брала - значит не отдам!
Мои действия не требуют аргументов, когда я говорю: "Потому что я так хочу!"

fa25efaa3669t.jpg

Ссылка на комментарий

Я тоже помню хорошо. Довелось быть недалеко от разработки системы автоматической посадки Бурана. И хотя сам не принимал участия, но знаю как устроена, принцип работы. Вообще, вся система автоматического управления для него проектировалась на Хартроне, в Харькове. И наши ребята из ХИРЭ там участвовали. А позже я работал в структуре НПО Энергия, недолго правда. "Каскад" был такой, если кто помнит. ... Интересные были времена!

 

Каток времена были не просто хорошие. а просто чудные!

Ну это всегда, вспоминая молодость все говорят: и водка слаще была. и девченки моложе и рыба клевала лучше- сама на крючок прыгала.

А в ХИРЭ я был частым гостем, поскольку первое образование получал в Харькове. Очень хорошие ребята там были - мои друзья. Каждую субботу туда на вечера ходил к ним. Дисками менялся с ними, да и вообще в общении они были большие интеллектуалы.

Настоящему индейцу завсегда везде ништяк!

Ссылка на комментарий

Каток времена были не просто хорошие. а просто чудные!

Ну это всегда, вспоминая молодость все говорят: и водка слаще была. и девченки моложе и рыба клевала лучше- сама на крючок прыгала.

А в ХИРЭ я был частым гостем, поскольку первое образование получал в Харькове. Очень хорошие ребята там были - мои друзья. Каждую субботу туда на вечера ходил к ним. Дисками менялся с ними, да и вообще в общении они были большие интеллектуалы.

:friends:

Так мы можем даже быть заочно знакомы через каких-нибудь общих знакомых! Блин, правду говорят - Земля круглая! Я "КаэР"-овец (факультет Конструирования Радио- и вычислительной аппаратуры), жил в 6й общаге, которая на Отакара Яроша.

Классный был ВУЗ! угробили его ... :( Украине такой не нужен. Теперь там учат не разрабатывать, а обслуживать технику, разработанную произведенную не нами.

 

А насчет дефчонок - прав, как никогда! Мы стареем, а им всё по восемнадцать! :grin:

Изменено пользователем Каток

Изображение

 

LIFE IS SHORT. RIDE HARD._________________

Первым делом будем портить самолёты!...

 

Ссылка на комментарий

Каток,

может быть и действительно ходили по одним и тем же коридорам. Улица Отакара Яроша - знакома до боли, ходил по ней - это точно, абсолютно! Но убей, не помню в какой № общаги ходил. "Моя" стояла на улице, которая перпендикулярно шла от парка Горького к ХИРЭ. Мои друзья: Алик Авдеев, Валера Алексеев (живет в Киеве, но я его потерял), Коля Назаренко (он потом преподавал в ХИРЭ.) Я у них в общаге даже жил при надобности - спасали всегда. (Просто я был курсантом, то бишь были свои ограничения на 1-3 курсах: с девченкой не встретишься, портвейна не попить "культурно" под Манфреда Мэна или Цепелинов и пр. пр. )

Но вот тем не менее стал непосредственным участником "парада" 20-летия полета Бурана. В буквальном смысле стоптал не одну пару ботинок в командировках на Байконуре.

Настоящему индейцу завсегда везде ништяк!

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...