Перейти к содержимому

Фотография

20 летие полета БУРАНА

- - - - -

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 19

#1
master911

master911
  • Живу я здесь

  • Пользователи
  • сообщений 2 024
  • Город:Москва (Раменки)
  • Авто:Grand C4 Picasso (2006 - 2013)
  • Пол:Мужчина
Поздравляю всех, кто имел к этому какое-то отношение. Думаю, так или иначе 20 лет назад в подготовке полета прямо или косвенно участвовало пол страны -СССР.
Это был великий проект и жаль, что от него остались одни воспоминания и сами корабли (птичка, как мы их называли тогда) в качестве музеев.
Даю ссылку на статью в номере "Новости космонавтики", где описан старт корабля. Рекомендую прочитать, на мой взгляд это очень интересно. Там дан текст в номере без окончания, попробую сокращенно описать последующие этапы полета.
http://www.novosti-k...rs/310/37.shtml

Далее (тоже сокращаю):
"В зале по заведенной традиции ни шума, ни восклицаний. В соответствии с жестким указанием технического руководителя пуском Б.И.Губанова все присутствующие на командном пункте остаются на своих рабочих местах - только у ракетчиков горят глаза. Под столом пожимают друг другу руки - задача носителя выполнена. Теперь все дело за кораблем.
К слову, воспоминания моего друга, В.Ермолаева (я с ним встречался в этом году в во время поездки в Питер, да и его рассказы уже публиковал) "Группы оцепления из степи постепенно втягивались на еще горячий старт. Куски бетона, арматуры, закрученные металлоконструкции, сорванная теплозащита заправочных магистралей - первое что бросилось в глаза... И парящий бетон."

Через 3,5 минуты "Буран" в апогее своей троектории, находясь в положении "лежа на спине", выдал первый 67-секундный корректирующий импульс, получив приращение орбитальной скорости 66,7 м/с и оказавшись на промежуточной орбите с высотой перигея 114 км и апогея 256 км. Управленцы на Земле вздохнули с облегчением6 "Будет первый виток!"
...
На втором витке вне зоны радиосвязи "Буран" начал готовиться к посадке: в 07:31:50 с магнитной ленты бортового магнитофона перегрузилась оперативная память бортового вычислительного комплекса для работы на участке спуска и посадки, и началась перекачка топлива из носовых баков в кормовые для обеспечения требуемой посадочной центровки.
... в космосе орбитальный корабль построил ориентацию для выдачи тормозного импульса, снова повернувшись в положение «спиной» к Земле и хвостом вперед и вверх. В 8:28, находясь над Тихим океаном в точке 45гр.ю.ш. 135 гр.з.д., в зоне видимости кораблей слежения, он на 158 сек включил один из двигателей орбитального маневрирования для выдачи тормозного импульса 162,4 м/с. После этого этого корабль построил посадочную («самолетную») ориентацию, развернувшись «по полету» и подняв «нос» . Снижаясь, в 08:48:11 корабль прошел высоту 120 км.
Вход в атмосферу (Н=100 км) произошел 08:51 со скоростью 27330 км/час.
Погода в районе аэродрома посадки по прежнему не улучшилась, дул ветер 15м/с, с порывами до 20м/с, но облегчало положение то, что он был почти встречный под углом 36гр.
08:53 огненной кометой «Буран» прошел высоту 90 км, 08:55 – 80 км, 9:06 -65 км.
В процессе снижения корабль для рассеивания кинетической энергии сделал своеобразную «змейку», одновременно реализуя боковой маневр.
Именно в этот момент маневра с крыла на крыло (скорость перекладки достигала 5,7 гр/сек) в поле бортовой камеры слежения падающий в межкабинном пространстве сверху вниз предмет, заставивший понервничать некоторых специалистов на земле: «Ну все, корабль начал разваливаться!»
На участке аэродинамического торможения датчики в носовой части фюзеляжа зарегистрировали Т=907 гр. С, на носках крыла 924.
Послеполетный анализ показал: в диапазоне высот 65-20 км фактическое значение коэффициэнта подъемной силы постоянно превышало расчетный на 3-6%. Т.е. проще говоря «Буран» летал лучше, чем от него ожидали.
Границу аэроузла «Ленинский» орбитальный корабль пересек за 108 км на высоте 30 км.
Направление ветра в районе аэродрома «Юбилейный» переданное на борт корабля, обусловило приведение корабля на восточный цилиндр рассеивания энергии и заход на посадку. В 09:19 «Буран» вошел в прицельную зону на высоте 20 км с минимальными отклонениями. При выходе в «контрольную точку» с высоты 20 км «Буран» заложил маневр, повергший в шок всех находившихся в ОКДП. Вместо ожидавшегося захода на посадку с юго-востока с левым креном корабль энергично отвернул влево, на северный цилиндр выверки курса, и стал заходить на ВВП с северо-восточного направления с креном 45 гр. На правое крыло.
Послеполетный анализ показал, что вероятность выбора такой троектории была менее 3%, однако в сложившихся условиях это было самое правильное решение бортового компьютера корабля!
PS
Беспилотный полет «Бурана» с автоматической посадкой остается уникальным уже 20 лет - Шаттлы по-прежнему садятся вручную. А с учетом объявленного завершения их эксплуатации и разработки спускаемых аппаратов капсульного типа можно смело утверждать, что достижения «Бурана» будут еще недосягаемыми еще десятки лет

Ура всем, кто ковал нашу победу!
Вечером в рюмочной можно за это поднять стакан.

Сообщение отредактировал master911: 14 Ноябрь 2008 - 18:43

Настоящему индейцу завсегда везде ништяк!


#2
master911

master911
  • Живу я здесь

  • Пользователи
  • сообщений 2 024
  • Город:Москва (Раменки)
  • Авто:Grand C4 Picasso (2006 - 2013)
  • Пол:Мужчина
Каток, спасибо что читаешь мои космические опусы. Видел, (по постам) что силен в радиотехнике, (для меня это часть науки из области шаманства - руками-то потрогать низзя!), тоже поди что-нибудь делал для космических побед? И вообще, кто что-нибудь помнит в этот день полета "Бурана"?
Я его так очень хорошо помню. Правда сидел в Москве, не на полигоне. Но полет по монитору наблюдал он-лайн, как говорится, от - и до... У меня тогда еще не то что Ситроена, Жигулей еще не было. Но счастье было очень большое: "Я в этом принимал участие: головой, руками, ногами, здоровьем!"

Сообщение отредактировал master911: 14 Ноябрь 2008 - 19:04

Настоящему индейцу завсегда везде ништяк!

#3
NataLi

NataLi
  • Творите о себе мифы. Боги начинали именно так

  • Ветераны Клуба
  • сообщений 14 559
  • Город:МО
  • Авто:Не Ситроен
  • Пол:Женщина
Я в этом не сильна,и тем более не принимала непосредственне участие в запуске, но я ,может быть отдаленно и косвенно причастна ктому времени , и меня до сих по распирает чувство гордости за первые запуски и первые полеты. И тем более за "Первых" людей, которые были к этому причастны!

Если я сказала не брала - значит не отдам!
Мои действия не требуют аргументов, когда я говорю: "Потому что я так хочу!"

ЭТО СУПЕР! Знакомимся http://energ-life.com

fa25efaa3669t.jpg


#4
master911

master911
  • Живу я здесь

  • Пользователи
  • сообщений 2 024
  • Город:Москва (Раменки)
  • Авто:Grand C4 Picasso (2006 - 2013)
  • Пол:Мужчина
NataLi,
Иногда люди и не знали, что работают на космос. Производили специальные ткани, металл, керамику, различные, как казалось с первого взгляда "ботанические" тематики двигали, а на самом-то деле все шло в копилку успеха.
Космос сейчас - это одна из приоритетных тем, которая может как огромный КАТОК (не путать с киевсим) вытянуть всю экономику страны на новый уровень.
Кризис случится в Америке, когда все будут летать только на нас (РФ -р/носителях), ездить на наших авто, пользоваться российсой навигационной техникой, а их яблочный электронный пирог будет стоить у нас не более 1000 рублей. Вот тогда Америке точно будет кирдык! А не тогда, когда ввозные пошлины нам на импортные авто поднимают.
Настоящему индейцу завсегда везде ништяк!

#5
Гость_Venom_*

Гость_Venom_*
  • Гости

Поздравляю всех, кто имел к этому какое-то отношение.

Спасибо! Поздраввления принимаются!
Я работал на сборке модуля кабины.

#6
master911

master911
  • Живу я здесь

  • Пользователи
  • сообщений 2 024
  • Город:Москва (Раменки)
  • Авто:Grand C4 Picasso (2006 - 2013)
  • Пол:Мужчина
Venom, - поздравляю!
В "Молнии" работал? Там очень хорошие ребята трудились, разносторонне одаренные. И дело делали, а уж на гитаре играли!,,
Настоящему индейцу завсегда везде ништяк!

#7
Гость_Venom_*

Гость_Venom_*
  • Гости

Venom, - поздравляю!
В "Молнии" работал? Там очень хорошие ребята трудились, разносторонне одаренные. И дело делали, а уж на гитаре играли!,,

Рядом. в 45 цехе...

#8
<VEB>

<VEB>
  • Лохопед-клизматолог

  • Ветераны Клуба
  • сообщений 5 559
  • Город:Воронеж
  • Авто:Citroen Xsara Picasso
  • Пол:Мужчина
А я помню наше предприятие и я сам принимал участие в разработке и изготовлении энергообеспечения Буран-Энергия,часто бывал в командировках в Подлипках,во Фрязино,в Химках на заводе Лавочкина.

Не хочу Не могу Не смирился, Я в душе все границы сотру
Я в Советском Союзе родился И в Советском Союзе помру. 0871fde0709f1bd37b3b012eb22a4583.gif


#9
master911

master911
  • Живу я здесь

  • Пользователи
  • сообщений 2 024
  • Город:Москва (Раменки)
  • Авто:Grand C4 Picasso (2006 - 2013)
  • Пол:Мужчина
<VEB>,
ну я ж печенкой (в рюмочной) чувствовал, что ты свой человек. Поздравляю с юбилеем!!
Настоящему индейцу завсегда везде ништяк!

#10
<VEB>

<VEB>
  • Лохопед-клизматолог

  • Ветераны Клуба
  • сообщений 5 559
  • Город:Воронеж
  • Авто:Citroen Xsara Picasso
  • Пол:Мужчина
master911, Примерно так работали в 70-80х.

Изображение

Изображение

Сообщение отредактировал <VEB>: 14 Ноябрь 2008 - 20:23

Не хочу Не могу Не смирился, Я в душе все границы сотру
Я в Советском Союзе родился И в Советском Союзе помру. 0871fde0709f1bd37b3b012eb22a4583.gif


#11
master911

master911
  • Живу я здесь

  • Пользователи
  • сообщений 2 024
  • Город:Москва (Раменки)
  • Авто:Grand C4 Picasso (2006 - 2013)
  • Пол:Мужчина
<VEB>,
по-моему на столе это зарядное устройство для аккумулятора, или просто выпрямитель. Да-а... А запах канифоли! Теперь все на скрутках, а ведь в то время нужно было контакт пропаять.
И культура производства - обратите внимание - в белом халате! Вот что значит поставленная система контроля качества. Теперь ее восстанавлиают. Да где там без людей с опытом! Опять надо растить. <VEB>, а может вернешься, наставником? Не лудить-паять конечно.
Настоящему индейцу завсегда везде ништяк!

#12
<VEB>

<VEB>
  • Лохопед-клизматолог

  • Ветераны Клуба
  • сообщений 5 559
  • Город:Воронеж
  • Авто:Citroen Xsara Picasso
  • Пол:Мужчина
master911, Эт не зарядка,это ПТС 250/1000 использовался в ВПК СССР,шёл за приёмкой ПРКК(пилотируемый ракетнокосмический комплекс) ,тройная приёмка: ОТК,ВП и ПЗ. эт ни хухры-мухры. Качество было навысоте и всё летало куда надо,а щас всё больше падают. Ток вот што обидно,там где я 27 лет отработал щас торговый центр,кятайское барахло продають,куды возвращаться?

Сообщение отредактировал <VEB>: 14 Ноябрь 2008 - 20:46

Не хочу Не могу Не смирился, Я в душе все границы сотру
Я в Советском Союзе родился И в Советском Союзе помру. 0871fde0709f1bd37b3b012eb22a4583.gif


#13
Каток

Каток
  • Дилетант-полиглот

  • Ветераны Клуба
  • сообщений 4 434
  • Город:Киев
  • Пол:Мужчина


Каток, спасибо что читаешь мои космические опусы. Видел, (по постам) что силен в радиотехнике, (для меня это часть науки из области шаманства - руками-то потрогать низзя!), тоже поди что-нибудь делал для космических побед? И вообще, кто что-нибудь помнит в этот день полета "Бурана"?
Я его так очень хорошо помню. ....

Я тоже помню хорошо. Довелось быть недалеко от разработки системы автоматической посадки Бурана. И хотя сам не принимал участия, но знаю как устроена, принцип работы. Вообще, вся система автоматического управления для него проектировалась на Хартроне, в Харькове. И наши ребята из ХИРЭ там участвовали. А позже я работал в структуре НПО Энергия, недолго правда. "Каскад" был такой, если кто помнит. ... Интересные были времена!
Изображение

LIFE IS SHORT. RIDE HARD._________________
Первым делом будем портить самолёты!...

#14
<VEB>

<VEB>
  • Лохопед-клизматолог

  • Ветераны Клуба
  • сообщений 5 559
  • Город:Воронеж
  • Авто:Citroen Xsara Picasso
  • Пол:Мужчина

Я тоже помню ... Интересные были времена!

Ага,это точно, слышал про Хартрон,всёэто было засекречено. Вот только щас всё больше Лохотрон разрабатывают.

Не хочу Не могу Не смирился, Я в душе все границы сотру
Я в Советском Союзе родился И в Советском Союзе помру. 0871fde0709f1bd37b3b012eb22a4583.gif


#15
Каток

Каток
  • Дилетант-полиглот

  • Ветераны Клуба
  • сообщений 4 434
  • Город:Киев
  • Пол:Мужчина

Ага,это точно, слышал про Хартрон,всёэто было засекречено. Вот только щас всё больше Лохотрон разрабатывают.

На Хартроне разрабатывались системы управления практически для всех советских ракет, от "воздух-воздух" начиная. Они и сейчас по профилю работают. Может, правда, объемы уже не те, но школу сохранили, и на плаву.

P.S. А я фотками похвастаться не могу - нельзя было фотики проносить. Режим был нешуточный.

Сообщение отредактировал Каток: 14 Ноябрь 2008 - 21:55

Изображение

LIFE IS SHORT. RIDE HARD._________________
Первым делом будем портить самолёты!...

#16
<VEB>

<VEB>
  • Лохопед-клизматолог

  • Ветераны Клуба
  • сообщений 5 559
  • Город:Воронеж
  • Авто:Citroen Xsara Picasso
  • Пол:Мужчина


P.S. А я фотками похвастаться не могу - нельзя было фотики проносить. Режим был нешуточный.

Да и у нас был строгий режим, но фотали официально в дни субботников,или праздников,для внутреннего стенда, для местной малотиражки,для служебного пользования. Потом после развала остались архивы,ну и растащили фотки каждый свои.

Не хочу Не могу Не смирился, Я в душе все границы сотру
Я в Советском Союзе родился И в Советском Союзе помру. 0871fde0709f1bd37b3b012eb22a4583.gif


#17
NataLi

NataLi
  • Творите о себе мифы. Боги начинали именно так

  • Ветераны Клуба
  • сообщений 14 559
  • Город:МО
  • Авто:Не Ситроен
  • Пол:Женщина
master911, Venom, <VEB>, Изображение
Я от всей души Поздравляю Вас с таким знаменательным событием! Изображение
Удачи Вам во всем!!! Хорошо отметить и достичь новых вершин! Изображение

Если я сказала не брала - значит не отдам!
Мои действия не требуют аргументов, когда я говорю: "Потому что я так хочу!"

ЭТО СУПЕР! Знакомимся http://energ-life.com

fa25efaa3669t.jpg


#18
master911

master911
  • Живу я здесь

  • Пользователи
  • сообщений 2 024
  • Город:Москва (Раменки)
  • Авто:Grand C4 Picasso (2006 - 2013)
  • Пол:Мужчина

Я тоже помню хорошо. Довелось быть недалеко от разработки системы автоматической посадки Бурана. И хотя сам не принимал участия, но знаю как устроена, принцип работы. Вообще, вся система автоматического управления для него проектировалась на Хартроне, в Харькове. И наши ребята из ХИРЭ там участвовали. А позже я работал в структуре НПО Энергия, недолго правда. "Каскад" был такой, если кто помнит. ... Интересные были времена!

[b]Каток времена были не просто хорошие. а просто чудные!
Ну это всегда, вспоминая молодость все говорят: и водка слаще была. и девченки моложе и рыба клевала лучше- сама на крючок прыгала.
А в ХИРЭ я был частым гостем, поскольку первое образование получал в Харькове. Очень хорошие ребята там были - мои друзья. Каждую субботу туда на вечера ходил к ним. Дисками менялся с ними, да и вообще в общении они были большие интеллектуалы.
Настоящему индейцу завсегда везде ништяк!

#19
Каток

Каток
  • Дилетант-полиглот

  • Ветераны Клуба
  • сообщений 4 434
  • Город:Киев
  • Пол:Мужчина

[b]Каток времена были не просто хорошие. а просто чудные!
Ну это всегда, вспоминая молодость все говорят: и водка слаще была. и девченки моложе и рыба клевала лучше- сама на крючок прыгала.
А в ХИРЭ я был частым гостем, поскольку первое образование получал в Харькове. Очень хорошие ребята там были - мои друзья. Каждую субботу туда на вечера ходил к ним. Дисками менялся с ними, да и вообще в общении они были большие интеллектуалы.

:friends:
Так мы можем даже быть заочно знакомы через каких-нибудь общих знакомых! Блин, правду говорят - Земля круглая! Я "КаэР"-овец (факультет Конструирования Радио- и вычислительной аппаратуры), жил в 6й общаге, которая на Отакара Яроша.
Классный был ВУЗ! угробили его ... :( Украине такой не нужен. Теперь там учат не разрабатывать, а обслуживать технику, разработанную произведенную не нами.

А насчет дефчонок - прав, как никогда! Мы стареем, а им всё по восемнадцать! :grin:

Сообщение отредактировал Каток: 15 Ноябрь 2008 - 16:36

Изображение

LIFE IS SHORT. RIDE HARD._________________
Первым делом будем портить самолёты!...

#20
master911

master911
  • Живу я здесь

  • Пользователи
  • сообщений 2 024
  • Город:Москва (Раменки)
  • Авто:Grand C4 Picasso (2006 - 2013)
  • Пол:Мужчина
Каток,
может быть и действительно ходили по одним и тем же коридорам. Улица Отакара Яроша - знакома до боли, ходил по ней - это точно, абсолютно! Но убей, не помню в какой № общаги ходил. "Моя" стояла на улице, которая перпендикулярно шла от парка Горького к ХИРЭ. Мои друзья: Алик Авдеев, Валера Алексеев (живет в Киеве, но я его потерял), Коля Назаренко (он потом преподавал в ХИРЭ.) Я у них в общаге даже жил при надобности - спасали всегда. (Просто я был курсантом, то бишь были свои ограничения на 1-3 курсах: с девченкой не встретишься, портвейна не попить "культурно" под Манфреда Мэна или Цепелинов и пр. пр. )
Но вот тем не менее стал непосредственным участником "парада" 20-летия полета Бурана. В буквальном смысле стоптал не одну пару ботинок в командировках на Байконуре.
Настоящему индейцу завсегда везде ништяк!




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных


Яндекс.Метрика Яндекс цитирования